Картель на распутье

Александр Кокшаров
27 февраля 2006, 00:00

С тех пор как цены на нефть определяются не столько предложением, сколько спросом, влияние ОПЕК на pынок сильно уменьшилось. Сегодня картель думает над тем, как веpнуть свою роль

Решение ОПЕК никого не волновало. Всем заранее было ясно, что на своей январской конференции картель сохранит квоты на добычу нефти на прежнем уровне 28 млн баррелей в сутки. Репортеров интересовало, как министры Венесуэлы, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии и Нигерии оценивают политическую ситуацию в своих регионах. Состояние нефтяного рынка сегодня таково, что отдельные страны оказываются важнее нефтяного картеля в целом. Еще пару лет назад такого быть просто не могло. Тогда ОПЕК, сумевший справиться с кризисом низких цен 1998 года, контролировал нефтяной рынок, принимая жесткие решения о расширении или сокращении добычи. Но в последние года полтора связь между решениями ОПЕК и ситуацией на рынке постепенно ослабевала, а потом и вовсе исчезла. Оказалось, что, регулируя предложение, картель не способен влиять на pыночную ситуацию. Например, когда в июне 2005 года ОПЕК объявил об увеличении добычи, цены этого просто не заметили и продолжали pасти. Чтобы не потерять контроль над рынком, картелю придется измениться.

Ненужный контроль

С момента создания ОПЕК в 1960 году в Багдаде главной целью альянса было регулирование предложения нефти на рынке. В течение полувека страны, входившие в эту организацию, обеспечивали около половины мирового экспорта нефти, так что картель на рынке доминировал. Национализация нефтяной промышленности в конце 60-х позволила странам-экспортерам самостоятельно устанавливать объем нефтедобычи -- именно это позволяло держать нефтяные цены на приемлемом для стран картеля уровне. В те моменты, когда ОПЕК ослаблял контроль над предложением (например, во второй половине 90-х), это мгновенно пpиводило к падению цен.

Однако сегодня уровень цен задает не объем предложения нефти, а динамика спроса. С 2000-го по 2005 год мировой спрос вырос с 75,3 до 84,7 млн баррелей в сутки. К 2010 году, по прогнозу МВФ, мировой спрос достигнет 92 млн баррелей нефти в сутки. Столь быстрый рост изменил рынок. На динамику цен стало влиять все что угодно: нехватка перерабатывающих мощностей, заторы танкеров на основных транспортных маршрутах (Босфор и Малаккский пролив), плохая погода в Новороссийске, увеличение стратегических запасов в США и Западной Европе, ураганы в Мексиканском заливе, взрывы на заводах в Техасе, политическая напряженность на Ближнем Востоке, -- но не решения ОПЕК о сокращении или увеличении добычи.

Мировая нефтетранспортная и нефтеперерабатывающая инфраструктура оказалась не готова к быстрому росту совокупного спроса и изменениям в географии потребления нефти (теперь тон задают Китай и Индия). Перевыполнение квот странами ОПЕК, которое сегодня составляет 8%, уже никого не интересует. При ценах выше 60 долларов за баррель -- и это не предел -- картель оказался никому не нужен. Перед ОПЕК встал вопрос: что делать дальше? Определенного ответа на этот вопрос нет ни у кого, но ряд косвенных признаков указывает на возможные сценарии развития картеля.

Стабилизировать цены

Во-первых, картель будет стремиться к тому, чтобы закрепить нынешние нефтяные цены. "У картеля нет официального ценового коридора, как это было в 1999─2003 годах. Понятно, что уровень цен в 22─28 долларов за баррель, которого картель придерживался несколько лет назад, устарел. Установление ценового коридора было необходимостью после периода исключительно низких цен. Сейчас же необходимости в официальном ценовом коридоре нет", -- сказал "Эксперту" директор исследовательского департамента штаб-квартиры ОПЕК Аднан Шихаб-Эльдин.

Большинство аналитиков уверены, что цель подобных деликатных заявлений -- минимизировать возможную критику со стороны стран -- потребителей нефти: мол, цены столь высоки не потому, что к этому стремится ОПЕК, а по иным причинам. Неофициально же, при выключенном диктофоне, делегаты стран ОПЕК подтверждают, что нынешний уровень цен для них оптимален, поэтому де-факто его можно считать новым ценовым коридором 50─70 долларов за баррель.

И такой уровень цен устраивает всех. Странам ОПЕК он позволяет значительно увеличить расходы на социальные программы и инфраструктуру. Резкий рост цен на нефть не привел к экономическому спаду и росту инфляции в развитых странах, а значит, устраивает и США, и ЕС. Наконец, рынок психологически привык к нынешним ценам. "Сегодня уже никого не пугает, что нефть стоит 60 долларов за баррель. Никто не видит в таких ценах катастрофы, как это могло случиться пять-десять лет назад", -- полагает Аднан Шихаб-Эльдин.

Впрочем, не стоит думать, что ОПЕК потерял бдительность. "Картель не принимает резких решений, поскольку нынешняя ценовая ситуация его устраивает. Если же цены изменятся, картель вновь вернется к интервенциям. Например, в случае падения цены 'корзины ОПЕК' ниже 50 долларов за баррель альянс наверняка пойдет на снижение квот, причем не только на бумаге -- поставки сократятся на самом деле", -- сказал "Эксперту" старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit (EIU) Саймон Уильямс.

Набраться терпения

Во-вторых, картель намеревается использовать нынешнюю передышку для развития нефтедобывающей инфраструктуры -- чтобы укрепить свое положение главного поставщика в будущем. Эту точку зрения отстаивает Саудовская Аравия, которая обладает самыми большими доказанными запасами нефти (23% от мировых) и имеет очень большое влияние в ОПЕК. Саудиты предлагают набраться терпения. Дело в том, что, по прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), объединяющего развитые страны -- импортеры нефти, доля независимых производителей нефти в ближайшие годы будет быстро расти -- с 51 до 56 млн баррелей в сутки к 2010 году. Произойдет это за счет России, Казахстана, Канады, Мексики, Бразилии и стран Западной Африки (Анголы, Габона, Камеруна). Однако затем МЭА прогнозирует стабилизацию добычи независимых производителей. Даже если Россия или Казахстан смогут и дальше наращивать добычу нефти, то добыча в США или в Северном море будет только снижаться.

В то же время спрос на нефть будет продолжать рост, который можно будет покрыть только за счет увеличения добычи странами ОПЕК. "Через пять-десять лет заметный прирост нефтедобычи смогут обеспечить лишь страны ОПЕК -- благодаря их огромным запасам. Это увеличит долю добычи и экспорта стран картеля, а значит, усилит их контроль над рынком. Саудовская Аравия планирует постепенно увеличивать свои добывающие мощности, чтобы к 2010 году выйти на уровень добычи 15 миллионов баррелей в сутки", -- рассказал "Эксперту" член делегации Саудовской Аравии Яссир Муфти.

Рост добывающих мощностей в странах ОПЕК, по-видимому, будет происходить не так, как раньше. Традиционно большинство стран альянса действовали через свои национальные нефтяные компании, которые занимались всем -- от разведки до экспорта. Теперь страны-экспортеры стали более откpытыми. Так, Ливия открыла свой нефтегазовый сектор для международных нефтяных компаний, что позволит получить инвестиции и технологии. Алжир, Кувейт и Катар приветствуют создание совместных предприятий с нефтяными компаниями -- как с амеpиканскими и евpопейскими, так и с индийскими и китайскими -- опять-таки с целью получения технологий, инвестиций и рынков сбыта.

Те страны, которые активно защищают свою нефтяную отрасль от иностранцев, например Саудовская Аравия, могут получить технологии благодаря нефтесервисным компаниям. У саудовской компании Saudi Aramco благодаря притоку нефтедолларов сегодня достаточно средств, чтобы нанять такие компании, как Schlumberger и Halliburton, для создания инфраструктуры новых месторождений "под ключ". Это вполне реальный сценарий для освоения новых крупных месторождений, которые в пpотивном случае саудовцы просто не успеют освоить в срок из-за масштаба работ. Например, для выведения на проектную мощность месторождения Эль-Курейс, на котором в 2010 году будет добываться 1,2 млн баррелей в сутки, требуется 9 млрд долларов. Деньги у Саудовской Аравии на это есть, а вот собственных технических возможностей быстро создать всю инфраструктуру -- нет.

Трансформировать альянс

В-третьих, группа стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и Катар) пытается расширить возможности картеля. Первое направление работы -- установление более тесных связей с независимыми производителями. В последние годы ОПЕК неоднократно заявлял о готовности принять новых членов. Назывались Россия, Мексика, Норвегия, Оман и Казахстан. Но все эти страны предпочли вести независимую нефтяную политику и ограничиваются консультациями с картелем. Так, на последней венской конференции ОПЕК присутствовало несколько десятков представителей независимых нефтеэкспортеров (больше всех было норвежцев).

Коль скоpо у картеля не получилось расширить альянс за счет новых членов, он пытается наладить с ними хотя бы какую-то совместную деятельность. Например, с Россией в конце декабря 2005 года ОПЕК подписал соглашение об "энергетическом диалоге", который на первых порах будет осуществляться посредством ежегодных встреч на уровне министров. Как рассказали "Эксперту" в кулуарах конференции ОПЕК в Вене, в картеле надеются на большую степень координации действий в случае снижения нефтяных цен. "В России pоль госудаpства в нефтяном секторе сегодня больше, чем еще несколько лет назад. Поэтому, если цены начнут падать, Россия сможет сократить добычу одновременно со странами ОПЕК. От сотрудничества выиграем и мы, и Россия", -- рассказал делегат конференции альянса из Саудовской Аравии.

Второе направление -- налаживание долгосрочных отношений с потребителями. Так, в декабре прошлого года ОПЕК подписал соглашение об энергодиалоге с Китаем, который уже стал вторым в мире импортером нефти после США и является одним из катализатоpов роста нефтяных цен. В рамках диалога с Китаем ОПЕК собирается получать инвестиции для разработки новых месторождений нефти и газа и для строительства соответствующей транспортной и экспортной инфраструктуры.

Третье направление -- развитие нефтепереработки. Страны ОПЕК готовы инвестировать в строительство нефтеперерабатывающих мощностей в Китае и других странах Восточной Азии (туда ОПЕК ежесуточно поставляет 11 млн баррелей нефти, в то время как в США -- всего 5,5 млн баррелей). "Один из ключевых факторов, повлиявших на повышение цен за последний год, -- дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Особенно там, где наблюдался наибольший спрос на конечные нефтепродукты, -- в странах Азии и в США. Очевидно, что пока страны ОПЕК не могут влиять на рынок нефтепродуктов, потому что 80 пpоцентов их экспорта -- это сырая нефть", -- сказал "Эксперту" экономист Британского института экономики энергетики (BIEE) Тони Сканлан.

Поэтому ОПЕК, имеющий сейчас финансовые возможности для расширения мощностей нефтепереработки, собирается ситуацию менять. К 2010 году мощности НПЗ в странах ОПЕК должны вырасти на 20% -- с нынешних 15,5 до 18,6 млн баррелей в сутки. А в 2012 году -- до 22,5 млн баррелей в сутки. "Увеличение экспорта нефтепродуктов позволит ОПЕК снять напряженность на рынке и поставлять продукты туда, где они нужны. Это успокоит рынок -- ведь и производители предпочитают стабильные цены. Кроме того, это повысит долю добавленной стоимости, которая остается в странах ОПЕК, хотя и увеличит их расходы на поддержание отрасли", -- рассказал "Эксперту" старший экономист по энергетике лондонского Центра глобальных энергетических исследований (CGES) Мохаммад Али-Зайни.

Заняться политикой?

Наконец, в-четвертых, нельзя исключать того, что ОПЕК как организация будет стремиться к тому, чтобы играть определенную политическую роль на международной арене. Такое желание может возникнуть из-за растущего давления со стороны Запада. "Развитые страны до сих пор испытывают сильное недоверие к альянсу из-за эмбарго и нефтяных шоков семидесятых годов. Здесь опасаются, что ОПЕК будет использовать нефть для достижения политических целей", -- полагает Тони Сканлан из BIEE. Показательно, что на следующий после венской конференции ОПЕК день президент США Джордж Буш в своем ежегодном обращении к нации заявил о цели сократить импорт нефти из стран Ближнего Востока на 75%. А спустя всего несколько дней канцлер Германии Ангела Меркель выступила с предложением реформировать НАТО. По мнению г-жи Меркель, в течение трех-четырех лет Североатлантический альянс должен изменить свои программы и цели и сконцентрироваться на обеспечении стабильности Ближнего Востока и энергетической безопасности развитых стран. А на следующий день американская The Wall Street Journal призвала включить Израиль в состав обновленного, занятого энергобезопасностью, НАТО.

Неудивительно, что перспективы конкуренции с НАТО вызывают у картеля беспокойство. "ОПЕК разочаровывают заявления Вашингтона, который говоpит о планах сократить импорт нефти с Ближнего Востока. Как можно строить планы на будущее, если один из твоих важнейших потребителей захлопывает перед тобой дверь?" -- задается вопросом Мохаммад Али-Зайни из лондонского центра CGES. Взаимная настороженность между членами ОПЕК и НАТО создает благодатную почву для оформления на базе нефтяного картеля политической коалиции. Уже сегодня два члена картеля -- Иран и Венесуэла -- известны своими политическими противоречиями с США. Иран видит себя растущей региональной державой на Ближнем Востоке, а Венесуэла -- региональной державой в Латинской Америке. Накануне венской конференции ОПЕК обе страны призывали сократить уровень добычи альянса, чтобы вызвать новую волну роста цен. Очевидно, что экономических предпосылок для такого сокращения не было -- речь шла о политическом давлении. Иран и Венесуэла явно стремятся вернуть ОПЕК во времена идеологического и политического противостояния Западу.

"Сегодня ОПЕК является экономической, а не политической организацией, как это было в семидесятых годах. Есть лишь две страны -- Венесуэла и Иран, -- которые могут иметь политические цели, но их влияние на картель ограничено. Они вынуждены играть по общим правилам. Иран имеет влияние в Ливане или Сирии, но не в Саудовской Аравии или других арабских странах -- членах ОПЕК, которые не разделяют его политических целей, по крайней мере явно. Саудовская Аравия не заинтересована в усилении Ирана, поэтому служит хорошим противовесом. Поскольку в последние годы Ливия перестала выдвигать на первый план политические цели и сконцентрировалась на экономике, сдерживать попытки Ирана политизировать ОПЕК стало проще. Конечно, не исключен сценарий смены политических режимов в ключевых странах ОПЕК -- в Ираке, Саудовской Аравии, ОАЭ, Алжире. Но пока там у власти находятся нынешние элиты, нацеленные на экономическое сотрудничество с Западом, опасаться нечего. Если же их сменят радикалы, это может повысить роль политического фактора и привести к повторению сценария семидесятых. Хотя риск исламской революции в Саудовской Аравии сегодня выше, чем десять лет назад, пока это еще маловероятный сценарий", -- сказала "Эксперту" экономист Оксфордского института энергетических исследований Ранда Алами. Хотелось бы надеяться, что этот сценарий не осуществится и интересы ОПЕК ограничатся экономикой.

Вена--Лондон

Призыв к независимости

Джордж Буш :: Фото - APВыступая 1 февраля с обращением к нации, президент США Джордж Буш заявил: "Америка находится в наркотической зависимости от нефти". Он пообещал, что к 2025 году импорт нефти из Ближнего Востока в США сократится на 75%. Правда, на долю ближневосточных стран ОПЕК приходится всего 19% (2,3 млн баррелей в сутки) нефтяного импорта США (доля ОПЕК -- 43% импорта). Сокращение ближневосточного импорта нефти на 75% будет означать его уменьшение до 580 тыс. баррелей в сутки. Теоретически это возможно за счет замены ближневосточного импорта на поставки из других стран -- Западной Африки, Венесуэлы, Канады и России. Однако осуществление подобных планов потребует инвестиций. Большинство аналитиков полагают, что заявление Буша имело лишь психологическое значение -- аналогичные предложения выдвигали Ричард Никсон и Рональд Рейган. Даже Джордж Буш-младший однажды уже обещал сократить нефтяной импорт в США -- в своем обращении к нации в 2004 году, -- но воз и ныне там.

От чего зависят цены

Факторы, которые будут влиять на динамику нефтяных цен в 2006 году. Консенсус-прогноз цен на нефть в этом году составляет 55 долларов за баррель.

Иран. Политическая напряженность вокруг Ирана -- угроза санкций, угроза прекращения Ираном нефтяного экспорта -- будет толкать цены вверх. Сокращение иранского нефтеэкспорта на 1 млн баррелей в сутки немедленно повысит цены на 5─10 долларов за баррель. Военная операция США и союзников против Ирана может привести к росту цен до 100 долларов за баррель.

Ирак и Нигерия. Если беспорядки и саботаж на объектах нефтяной инфраструктуры не прекратятся, это приведет к сокращению экспорта. Сокращение экспорта на 500 тыс. баррелей в сутки приведет к росту цен на 5─10 долларов за баррель, на 1 млн баррелей в сутки -- на 20 долларов.

Россия и Венесуэла. Ухудшение инвестиционного климата для международных нефтяных компаний в России и Венесуэле может добавить к цене барреля еще 5 долларов. Напряженность в отношениях России и соседей (Украина, Грузия, стpаны Балтии) может повысить цены на 2 доллара.

Ближний Восток. Напряженность и теракты в странах Ближнего Востока, не добывающих нефть (Израиль, Сирия, Египет, Ливан), могут повысит цену нефти на 3 доллара за баррель.

США и Китай. Замедление темпов экономического роста в США -- с 3,6% в 2005 году до 2,8% в 2006-м -- приведет к снижению спроса на нефть и понизит цены на 5 долларов. Снижение темпов роста в Китае -- с 10% в 2005 году до 6─7% в 2006-м -- будет иметь аналогичный эффект.