Информационная оборона

Спецвыпуск
Москва, 06.03.2006
«Эксперт» №9 (503)
Главной угрозой для корпоративных информационных систем становится не внешний, а внутренний фактор -- наибольший урон компании может нанести не случайный вирус или стихийное бедствие, а рядовой сотрудник, умышленно или по неосторожности распространивший секретные данные

Защита информации сегодня превращается в один из самых динамично развивающихся сегментов рынка информационных технологий. Так, по данным исследовательской компании IDC, в последнее время его объемы в среднем растут каждый год почти на треть. Если в 2003 году российские компании потратили на приобретение систем информационной безопасности 33,5 млн долларов, то в 2004-м этот показатель достиг 42 млн, а в 2005-м -- уже почти 60 млн долларов.

Однако это лишь начало: по прогнозам аналитиков, в дальнейшем будет сделан еще более внушительный рывок -- уже к 2009 году объемы продаж программ обеспечения информационной безопасности увеличатся более чем вдвое и составят 127 млн долларов. Причем вместе с ростом продаж меняется и сама структура рынка информационной защиты -- российские компании столкнулись с новыми угрозами.

Виртуальная зараза

Специалисты делят угрозы информационным системам предприятия на два типа: целевые и нецелевые. К первым относится сознательная деятельность различных злоумышленников, в корыстных целях стремящихся украсть или повредить информационную базу предприятия. Второй тип -- угрозы, напоминающие стихийные бедствия: вирусы, спам и другие массово распространяемые вредоносные программы, а также собственно стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары и т. д.).

Несанкционированные угрозы по-прежнему составляют основу рисков для безопасности информационных систем компаний. Прежде всего это вирусы. Еще несколько лет назад некоторые специалисты прогнозировали, что эпидемии компьютерных вирусов скоро пойдут на спад -- в первую очередь потому, что против них появятся совершенные программы, а рядовые пользователи ПК наберутся опыта в борьбе против виртуальной заразы.

Однако пока этого не происходит. "Ожидания того, что вирусные эпидемии будут сходить на нет, так и не оправдываются, -- говорит Сергей Голубенко, директор отдела маркетинга группы компаний 'Антивирусный центр'. -- Прежде всего потому, что одновременно с программами по борьбе с вирусами совершенствуются и сами вирусы. Вирусописатели придумывают все более изощренные способы того, как обойти новые виды защиты".

Несмотря на рост рынка антивирусных программ, специалисты отмечают, что количество вирусов год от года стремительно растет. Так, по данным компании "Лаборатория Касперского", в 2005 году прирост количества новых вирусов в сетях российских пользователей составил 117%, что на четверть больше, чем за год до этого. В среднем же ежемесячно в русскоязычном интернете появляется до 7 тыс. новых вирусов. Например, в начале 2006 года десятки тысяч компьютеров российских пользователей были поражены вирусами Zafi и Mytob, которые до сих пор распространяются по электронной почте и выводят из строя операционные системы компьютеров.

Специалисты утверждают, что сейчас компьютер без установленной антивирусной защиты может активно проработать в интернете не более 30 минут. Но даже с суперсовременными защитными программами нет полной гарантии того, что компьютер не будет поражен каким

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (503) 6 марта 2006
    Ближний Восток
    Содержание:
    Тегеран-235

    Иран стремительно превращается в мощную региональную державу. Если Западу не удастся договориться с иранцами о плавном пересмотре баланса интересов, острой конфронтации между ними не избежать

    Обзор почты
    Культура
    Реклама