В рамках подготовки "Роснефти" к публичному размещению акций на биржах России, Великобритании и Японии ее президент Сергей Богданчиков объявил, что компания стала мировым лидером по обеспеченности нефтяными запасами среди акционерных нефтяных компаний. Заявил он и о грандиозных планах роста добычи -- примерно на 7% в год.
Всего три года назад в интервью ныне почившему в бозе журналу "Русский фокус" Сергей Богданчиков утверждал, что его компанию дискриминирует государство. Мол, для "Роснефти" в стране не созданы равные условия работы. Но ситуация изменилась -- "Роснефть" ныне в фаворе. Практически безболезненно получив контроль над "Юганскнефтегазом", она стала одной из крупнейших компаний страны. Теперь "Роснефть" рассчитывает на следующую волну преференций -- речь идет о льготном налогообложении. Потенциальные инвесторы в ожидании IPO, по идее, должны дружно потирать руки от заманчивых перспектив роста стоимости компании.
Из грязи в князи
"Роснефть" была создана в 1992 году указом первого президента России Бориса Ельцина. Но она должна была оставаться государственной, частными предполагалось сделать три другие компании -- "ЛУКойл", ЮКОС и "Сургутнефтегаз". В 1994 году "Роснефть" добывала 209 млн тонн нефти, что составляло почти 60% от общероссийской добычи. Но уже в том же 1994 году чиновники вывели из "Роснефти" и частично или полностью приватизировали большую часть ее активов: ВНК, "Славнефть", "Сиданко", "КомиТЭК". В 1995 году из состава "Роснефти" вывели еще и "Башнефть", ТНК и "Сибнефть". В 1998 году, когда "Роснефть" возглавил Сергей Богданчиков, компания добывала всего 13 млн тонн нефти (немногим более 4% общероссийской добычи).
В начале 2003 года, еще до начала уголовного преследования акционеров ЮКОСа, Сергей Богданчиков в интервью СМИ жаловался, что "государство в начале девяностых годов в силу чисто идеологических, а не управленческих установок долгое время было озабочено только тем, чтобы как можно быстрее передать собственность в частные руки. По этой причине государственные компании были поставлены в заведомо неравные условия". В частности, по Закону о приватизации компаниям, доля участия в которых государства превышает 25%, было запрещено покупать активы в ходе первичной приватизации. В итоге, когда государство продавало нефтеперерабатывающий завод в Нижнем Новгороде, "Роснефть" не смогла его купить. Аналогичная ситуация произошла со "Славнефтью": "Роснефть" была готова заплатить за этот актив 3 млрд долларов, но участвовать в аукционе ей не позволили.
Но что мы видим сейчас? Все возвращается на круги своя. Государство вернуло себе весомую часть активов "Роснефти" -- и "Сибнефть", и часть контроля над "Славнефтью", самостоятельно "Роснефть" забрала у ЮКОСа самое главное -- "Юганскнефтегаз". В планах компании на нынешний год -- добыть около 80 млн тонн нефти и фактически догнать по этому показателю "ЛУКойл".
IPO -- залог свободы
Но Сергей Богданчиков, похоже, останавливаться на этом не собирается. Ведь в структуре активов его компании помимо "дойных коров" вроде "Юганскнефтегаза" есть и greenfields, проекты "с нуля". В первую очередь это освоение Ванкорского месторождения и проекты на Сахалине и Камчатке. Каждый из них требует огромных средств, хотя и сулят они немалые дивиденды. Взять хотя бы "экзотический" проект на Западно-Камчатском шельфе. По некоторым данным, там находятся несметные залежи нефти.
В то же время заниматься такими проектами, когда на компанию давят долги, вряд ли уместно. И дело тут даже не в 10,8 млрд долларов долга самой "Роснефти", образовавшегося в ходе покупки "Юганска". Речь идет в первую очередь о 7,5 млрд долларов долгов "Роснефтегаза" (владеет 100% акций "Роснефти"), возникших в ходе выкупа пакета акций "Газпрома" у его дочерних компаний. IPO "Роснефти" в состоянии полностью закрыть этот долг. По некоторым оценкам, за счет публичного размещения "Роснефтегаз" как единственный владелец нефтяной компании может получить до 18-19 млрд долларов и полностью рассчитаться со своими кредиторами. Только после этого нынешний менеджмент "Роснефти" получит "вольную" и сможет заниматься стратегией развития, в частности сверхкапиталоемкими проектами. Кроме того, успешно проведенное IPO даст компании перевес и во всех международных процедурах за оспариваемый "Юганскнефтегаз". Ведь инвестбанкиры и фонды, купившие акции "Роснефти", вряд ли тогда станут наступать на горло собственной прибыли и лоббировать права акционеров ЮКОСа. Но для успеха в IPO инвестбанкиров надо как-то увлечь.
И тут бравада статусом наиболее обеспеченной нефтью компании среди всех частных компаний мира (см. график 1) не спасает. Ведь все прекрасно понимают, что "Роснефть" -- компания государственная, хоть и акционированная. Сравнение же с крупнейшими в мире госкомпаниями показывает, что гордиться тут особо нечем (см. график 2). Значит, нужна более серьезная приманка. И она у "Роснефти" есть.
Ставка на НДПИ
Будучи компанией государственной и имея сильнейший лоббистский ресурс, "Роснефть" в состоянии получать и уже получает серьезные преференции в бизнесе. И плодами этих преференций она готова делиться с инвесторами.
Как указывает аналитик по нефти и газу инвестиционного банка UBS Каха Кикнавелидзе, "Роснефть" рассчитывает, что уже с 2007 года будут введены новые дифференцированные ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) -- самого весомого в налоговых расходах нефтяников. С учетом лоббистских возможностей "Роснефти" внедрить новую налоговую шкалу, вероятно, не составит труда. По официальной информации, пакет документов по дифференциации НДПИ будет направлен в правительство уже в этом месяце.
Согласно законопроекту для всех новых месторождений Восточной Сибири будет применяться нулевая ставка НДПИ до тех пор, пока степень их выработанности не превысит 20%, и сроком до семи лет. Кроме того, законопроект предусматривает шкалу скидок по НДПИ при выработанности месторождения более 80%. Эта мера будет действовать для всех месторождений -- вне зависимости от географии. Как известно, "Роснефть" в своем прежнем виде представляла собой как раз либо староосвоенные активы на юге европейской части России, где добыча нефти ведется уже почти сто лет, либо месторождения вроде Ванкора в Восточной Сибири, где нет ни инфраструктуры для добычи, ни трубы.
Поэтому нацеленная на освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока "Роснефть" (как, впрочем, и государственный "Газпром") в полной мере сумеет воспользоваться перечисленными налоговыми благами и получит явные преимущества перед своими действительно частными конкурентами. А не позариться на такое приданое инвестор не может.
В подготовке статьи принимал участие Иван Рубанов