Где зарыто олимпийское "золото"

Петр Михальчук
6 марта 2006, 00:00

Олимпиада в Турине показала, что российской сборной вполне по силам бороться за первое место в общекомандном зачете

План по "золоту" перевыполнен. Восемь золотых медалей вместо семи запланированных выиграли российские олимпийцы на Играх в Турине. В целом наша сборная выступила заметно лучше, чем на двух предыдущих Олимпиадах в Солт-Лейк-Сити и Нагано. Внимание государства к проблемам спорта дало свой результат -- в Турине наша команда реально претендовала на третье место в общекомандном зачете (в результате заняли четвертое). Еще один важный итог Игр: российским спортсменам вполне по плечу решение амбициозной задачи -- уже в Ванкувере мы можем побороться за первое общекомандное место. У нашей сборной огромный потенциал, который пока не удается в полной мере реализовать из-за огрехов в управлении. России нужна целостная стратегию для успешной борьбы за олимпийские награды. В частности, самое время отреагировать на расширение программы Олимпийских игр. Без успехов в новых для нас видах спорта России будет все труднее конкурировать с ведущими спортивными державами.

Хорошо или плохо?

Начиная с Игр в норвежском Лиллехаммере в 1994 году наша команда на каждой последующей зимней Олимпиаде опускалась все ниже и ниже. Наихудшим в истории советского/российского спорта оказался результат в Солт-Лейк-Сити -- там мы стали пятыми. Все эти годы страна выбирала заделы советской спортивной системы, а о развитии системы российской даже речи не шло.

Тем временем конкуренты не дремали. Традиционные наши соперники в зимних видах -- немцы -- свернули кампанию по травле тренеров из бывшей ГДР, разгоревшуюся в начале 90-х. Хороший импульс для развития спорта получили, проведя Игры в 1994 году, норвежцы. Кроме того, была существенно расширена олимпийская программа: если на Олимпиаде в Калгари в 1988 году разыгрывалось 46 комплектов наград, то в Турине уже 84. И за счет новых видов резко усилились позиции Канады и США. Так, сборная Канады взяла в Турине в относительно новых видах (керлинг, фристайл, шорт-трек, скелетон, сноуборд, женский хоккей) четыре золотые, четыре серебряные и четыре бронзовые медали и вышла на пятое место. Без них была бы твердым середняком, не более. Та же история со сборной США -- четыре золотые, три серебряные и шесть бронзовых медалей в керлинге, фристайле, женском хоккее, шорт-треке и сноуборде. Отнимите их от результата американской команды, и получите еще одного середняка. А так благодаря включению "их" видов спорта в олимпийскую программу возникли два мощных конкурента.

 

Россия не успела вовремя отреагировать на этот рывок, да и вряд ли это было возможно в 90-е. Тем значимее результат, показанный в Турине. Всего за четыре года после Солт-Лейк-Сити российским спортсменам удалось переломить негативную тенденцию. Изменилось отношение к спорту -- результат не заставил себя ждать. Впрочем, не время почивать на лаврах, а время проанализировать, какие у нас есть резервы, какие ошибки можно исправить и как выступить на следующих Играх еще лучше.

Организационные просчеты

Мы вправе были ждать большего от наших лыжников и лыжниц. Дело не в том, что Федерация лыжных гонок не выполнила свой же план-прогноз по "золоту" (две золотые медали вместо трех), а в том, что при подготовке лыжной сборной к выступлению в Турине был допущен ряд просчетов.

Взять процедуру отбора спортсменов на Олимпиаду. В Турин проходил тот, кто задолго до поездки в Италию набирал на этапах Кубка мира и внутрироссийских соревнованиях большее количество зачетных очков, чем прямой конкурент (лучше результат на соревнованиях -- больше очков). Спортсменам приходилось растягивать период, в течение которого они могли показывать наилучшие результаты. При такой системе отбора трудно подойти к главному старту на пике формы. Получалось: тот, кто хорошо подготовился к отборочным соревнованиям, потом мог показать результаты ниже своего потенциала. И наоборот: кто целенаправленно готовился к Турину, мог туда и не попасть. Сегодня это кажется невозможным, но на Олимпиаду мог не пробиться Евгений Дементьев, который, выиграв "золото" и "серебро", стал лучшим среди российских лыжников-мужчин. Он был "на грани" по набранным очкам и на главный старт четырехлетия вышел во многом благодаря настойчивой поддержке вице-президента лыжной федерации Елены Вяльбе, считающей Дементьева очень талантливым и надежным спортсменом.

Далее. Время универсальных гонщиков, которые способны выступать во всех без исключения видах олимпийской программы, неумолимо уходит. После Игр это признал и старший тренер сборной России по лыжным гонкам Юрий Бородавко. Сегодня требуется узкая специализация в конкретных видах программы, поскольку, скажем, подготовка к марафонской дистанции и подготовка к спринту резко отличаются друг от друга. Да и количество дисциплин существенно выросло: в 1980 году в лыжных гонках разыгрывалось семь комплектов наград, в Турине -- двенадцать. Не потому ли так успешно выступили эстонцы, которые целенаправленно готовились всего лишь к нескольким дисциплинам? В их копилке три золотые медали -- столько же смогли собрать только шведы. Очевидно, что по своему потенциалу наши лыжники не уступают эстонским, и условия для подготовки у нас не хуже, и в технологических новшествах они вряд ли нас опережают. И уж тем более ни в чем не уступают эстонцам немцы и норвежцы, которые в итоге не завоевали в Турине ни одного "золота" в лыжных гонках. Значит, все дело в грамотно проведенной подготовке.

Наверное, те же претензии мы вправе предъявить и мужской части биатлонной команды. Общий медальный план по "золоту" и "серебру" выполнен, но потенциал наших биатлонистов гораздо выше, ведь они сумели взять лишь одно "серебро" в эстафете. В мужском биатлоне у нас очевидные проблемы со сменой. Уже на протяжении многих лет постоянным лидером нашей сборной является Сергей Чепиков, который, кстати, стал обладателем лучшего среди мужчин индивидуального результата и на этих Играх -- четвертое место в одной из гонок. Чепиков великий биатлонист, но ему в этом году исполнилось 39 лет. То, что за четыре года после Солт-Лейк-Сити никто из молодых так и не смог выйти на высший уровень, -- очевидный прокол тренеров. Кроме того, наши биатлонисты (в том числе и женщины) заметно уступали конкурентам в функциональной готовности. Это признал после Игр президент Союза биатлонистов России Александр Тихонов.

 

Существуют известные проблемы с управлением и в самом Союзе биатлонистов. Фактически Тихонов, который пользуется большим уважением спортсменов, руководит федерацией из-за рубежа (напомним, он не может вернуться в Россию из-за обвинений в причастности его брата к покушению на Амана Тулеева). Понятно, что дистанционное управление не может позитивно сказаться на развитии российского биатлона. Хотя, по признанию самих же тренеров, резервы в этом виде спорта у нас хорошие и финансирование вышло на должный уровень. Дело за малым -- навести порядок в управлении и качественно улучшить процесс подготовки сборников.

Результаты в биатлоне имеют ключевое значение для общекомандной борьбы. Так, Германия собрала в этом виде более трети своих наград (11 из 29) и при этом победила в пяти видах биатлонной программы из десяти. Отбери наша команда у немцев две золотые медали, и на первом месте в общекомандном зачете шла бы уже Россия. Исход в спортивных дисциплинах, где соревнуются прямые конкуренты за общекомандное лидерство, должен быть частью олимпийской стратегии. Ведь, отобрав медали у прямого конкурента, ты решаешь сразу две задачи: поднимаешь себя и резко ослабляешь позиции соперников.

У пропасти

Следует более внимательно приглядеться и к, казалось бы, принадлежащей по праву только нам вершине -- фигурному катанию. Результаты наших фигуристов впечатляют: три золотые медали из четырех возможных плюс одна бронзовая. Но если из любительского фигурного катания уйдут все наши олимпийские чемпионы (а разговоры об этом идут), что тогда?

Конечно, наши тренеры доказали, что способны за четыре года выводить "надцатых" спортсменов в мировом рейтинге на лидирующие позиции. Но невозможно же бесконечно существовать в таком режиме. Вот уже вторую Олимпиаду подряд мы боремся в традиционно наших видах -- парном катании и танцах на льду -- без дублеров. Это может привести к тому -- по счастью, этого не произошло в Турине, -- что судьям в конце концов удастся лишить нас "золота" (вспомним, что на последней Олимпиаде на грани была судьба золотой медали в танцах, но наши основные конкуренты вовремя стали падать друг за другом). А впереди Ванкувер 2010-го. Во-первых, понятно, что там будут негласно поддерживать североамериканцев. Во-вторых, наше доминирование в фигурном катании мало кому нравится. В-третьих, пока мы успеваем выводить на чемпионский уровень одну пару, китайцы сумели к Турину подготовить сразу три равноценные пары в парном катании, занявшие второе, третье и четвертое места, и вряд ли собираются на этом останавливаться.

Да и успех японки в женском катании, видимо, только начало. В преддверии Олимпиады только и шли разговоры о том, что восходящую звезду мирового фигурного катания среди женщин, еще одну японку Мао Асадо, на Игры не пустили только формальности. По правилам МОК в Олимпийских играх 2006 года имели право участвовать только те спортсмены, чей возраст на 30 июня 2005 года достиг 15 лет. Асадо опоздала с днем рождения всего на 87 дней, но точно будет выступать на следующих Играх. А это значит, что как минимум в двух видах программы фигурного катания наши позиции заметно ослабнут.

"Если наш золотой состав в фигурном катании уйдет из профессионалов в любители, то очень сомневаюсь, что мы сможем уже к Ванкуверу подготовить достойную смену. Однозначно, конечно, говорить сложно -- четыре года большой срок, и многое может измениться. Но одно могу сказать: в парном катании быстро подготовить спортсменов высокого уровня очень тяжело. Даже если одна из китайских пар уйдет, все равно конкуренция будет очень серьезной", -- сказала "Эксперту" глава общественной организации "Спортивная Россия" Ирина Роднина.

В таком положении отечественное фигурное катание не оказывалось еще ни разу в новейшей истории. После Игр в Солт-Лейк-Сити у нас все-таки были надежно прикрыты два вида из четырех -- остались в любительском спорте сразу два серебряных призера Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко. Перед Играми же в Ванкувере может сложиться ситуация, когда нам придется доводить до ума все четыре дисциплины, что гораздо сложнее. Чтобы это получилось, потребуется мобилизация всех резервов. Прежде всего речь идет о тренерском корпусе, которому нужно создать все условия для работы в России. В противном случае мы будем сами себе готовить сильных конкурентов, как это происходит сейчас. Не секрет, что к "золоту" японки Сидзуки Аракавы в Турине приложили руку Татьяна Тарасова и Николай Морозов.

Расширение базы

Чего можно достичь при грамотном подходе к подготовке спортсменов, легко проследить на примере наших конькобежцев, бобслеистов и саночников. От конькобежцев такой прыти не ожидал никто -- даже чиновники из Союза конькобежцев России. Их медальный план не подразумевал ни золотых, ни серебряных наград. Светлане Журовой, ставшей олимпийской чемпионкой, чиновники, курирующие конькобежный спорт, рекомендовали закончить со спортом и не мешать им работать. Лишь заступничество главы Росспорта Вячеслава Фетисова вкупе с финансовым обеспечением подготовки дало спортсменке возможность показать лучший результат в российской команде конькобежцев. Чтобы реанимировать наш конькобежный спорт, понадобилось построить два конькобежных катка. "Причины успеха? У нас появились свои катки -- в Крылатском и в Челябинске. Мы готовились дома. Скоро будет открытие катка в Коломне. Появляется много перспективной молодежи и в Московской области, и в Челябинске. У нас сегодня есть все, чтобы на Играх в Ванкувере выступить гораздо лучше. Считаю, что оттуда нам по силам привезти минимум три золотые медали", -- сказал "Эксперту" главный тренер сборной России по конькобежному спорту Игорь Триполитов.

Отлично выступили и бобслеисты-саночники. Без домашней трассы, тренируясь только за рубежом -- на лучших санно-бобслейных трассах и на специально закупленной технике, -- они смогли потеснить с пьедестала страны, имеющие давние традиции в этих видах спорта. Успех бобслеистов-саночников важен потому, что на их примере видно: мы способны достаточно быстро расширить число видов, в которых можем рассчитывать на высшие награды. Если же и дальше делать ставку на три вида -- лыжи, биатлон, фигурное катание, то даже небольшой срыв в одном из них может привести к общему провалу.

Эта Олимпиада показала, что мы способны неплохо "играть на чужом поле". Достаточно вспомнить наш успех в фристайле (бронзовая медаль) или выступление российских прыгунов с трамплина и двоеборцев, с которыми в течение года работал известный специалист Вольфганг Штайерт. Немец не прочь продолжить подготовку наших прыгунов, для успешной работы ему нужна всего-то четверка дублеров для первого состава сборной. Если же построить в России хотя бы один современный трамплин, это повысит наши шансы. Слава богу, планируется в ближайшие два-три года возвести два современных комплекса для прыжков с трамплина -- в Токсове Ленинградской области и Екатеринбурге.

"Если мы хотим успешно выступить в Ванкувере, без новых видов спорта нам не обойтись. Практически исчерпан тот задел, который был сделан Советским Союзом. Сейчас нужно очень быстро развивать такие виды спорта, как шорт-трек, сноуборд, фристайл. У нас на сегодняшний день нет ни баз, ни подготовленных резервов. Это один из тех шагов, которые нужно сделать, чтобы успешно конкурировать через несколько лет на международной арене", -- говорит Ирина Роднина.

Сегодня у нас есть положительные сдвиги во всех видах олимпийской программы, кроме горнолыжного спорта. А ведь здесь разыгрывается ни много ни мало десять комплектов наград. Горнолыжную федерацию возглавляет Леонид Тягачев, по совместительству глава Российского Олимпийского комитета. Почему у нас до сих пор нет горнолыжников высокого класса, это загадка. Ссылки на то, что для занятий этим видом спорта требуется дорогостоящее оборудование, или на то, что трасс нет, не состоятельны. Во-первых, трассы есть за рубежом. Во-вторых, этот вид спорта популярен сегодня в России не меньше, чем большой теннис, который тоже не отнесешь к дешевым, но который в кратчайшие сроки мы сумели поднять на самый высокий уровень. Горные лыжи наряду со сноубордом и фристайлом весьма популярны сегодня у российской молодежи, и вряд ли при разумном подходе из молодых дарований невозможно отобрать с десяток талантов и довести их до приемлемого уровня.

Логичная развязка

Четвертое место на Олимпийских играх по хоккею -- это худший результат с тех пор, как в Олимпиаде стали участвовать игроки из НХЛ. Но дело не только в провале на Играх. В целом все, что происходило с отечественным хоккеем в последние десять лет, напоминает фарс. Достаточно напомнить, что сегодня в мировом рейтинге мы только шестые. Идея доверить руководство сборной Владимиру Крикунову потерпела полное фиаско. Во время решающих матчей сборной с финнами и чехами тренер и игроки разговаривали на разных языках. Управление командой было полностью утеряно, отсюда безликая игра и неутешительный итог.

Не секрет, что еще до начала Игр не все энхаэловцы отнеслись с энтузиазмом к решению ФХР назначить Крикунова главным тренером на Олимпиаду. Противоречия стали усиливаться уже по ходу турнира, хотя игроки до поры до времени не решались распространяться об этом. Уже после Италии Крикунов признал, что если бы мог заново отобрать состав, то предпочел бы соотношение 50:50 игроков российской суперлиги и НХЛ.

Знало ли руководство ФХР и ОКР о том, что энхаэловцы, которые составляли большинство на Олимпиаде, не доверяют Крикунову? Конечно же, знало, но тренерское кресло тем не менее доверило и комплектовать состав преимущественно из игроков НХЛ предпочло. Вызывает нарекания и менеджмент. Хотя с подачи ФХР и ОКР впервые в истории сборной России у нее появился генеральный менеджер (его функции исполнял один из лучших в прошлом хоккеистов Павел Буре), зарплату для себя и тренерской бригады пробивал сам Крикунов, лично договариваясь со спонсором. Впрочем, главная причина неудачи, наверное, все-таки не в этом, а в том, что у отечественного хоккейного руководства нет четкой стратегии развития этого вида спорта. Пришла пора расстаться с управлением методом латания дыр.

Олимпиада для России

Что касается развития зимних видов спорта в целом, то очевидно, что для успешных выступлений российских спортсменов требуется современная инфраструктура. На пресс-конференции после "серебра" на дистанции 500 метров конькобежец Дмитрий Дорофеев заявил: "Если бы после 1994 года наше руководство построило хоть один крытый каток, у нас были бы результаты и в Нагано, и в Солт-Лейк-Сити. Сейчас у нас есть такой каток в Крылатском, построены катки в Челябинске, в Коломне. Мы теперь чаще бываем дома, со своими родными, не приходится готовиться за границей, как раньше. И вот результат. Хотя, конечно, одних катков не хватит, нужны еще и деньги, и специалисты".

Практически все тренеры и спортсмены, представляющие самые разные виды спорта, говорят о том, что тренироваться надо на собственных объектах. Это гораздо легче психологически, да и проблем, которые возникли, скажем, у наших бобслеистов и саночников, удастся избежать. Известно, что в преддверии Олимпиады немцы не разрешили нашим спортсменам тренироваться на своих санно-бобслейных трассах в Оберхофе и Альтенберге, хотя предварительная договоренность об этом была. Помогать своим прямым конкурентам никто не хочет.

Для развития спортивной инфраструктуры неплохо было бы заполучить к себе зимнюю Олимпиаду. На организацию зимних Игр МОК обычно выделяет стране-хозяйке от 0,5 до 1 млрд долларов, которые можно использовать на строительство спортивных объектов. Важно и то, что, как показывает история, почти во всех странах после проведения Игр начинается долговременный подъем спорта, а результаты, которые показывали команды-хозяйки, улучшались в течение нескольких последующих Олимпиад. "Организация Олимпиады 2014 года в Сочи может сыграть для нашей страны важную объединяющую роль. Под Игры можно было бы и новые спортивные объекты построить, что помогло бы заняться системной подготовкой спортсменов. Пока общественное и государственное внимание концентрируется в основном на элитных спортсменах. Нужно же сделать так, чтобы эта поддержка опустилась на более низкий уровень -- до детских спортшкол, до тренеров", -- сказал "Эксперту" глава группы "Интеррос" Владимир Потанин.

Сами россияне уже вполне готовы к проведению Игр у себя дома, что, в частности, показал Турин. Такой поддержки болельщиков за рубежом у наших олимпийцев еще никогда не было. Большой интерес к спорту, готовность россиян тратить деньги на билеты, на экипировку повышает шансы Сочи на Олимпиаду. "По ощущениям, российских туристов в Турине было больше, чем из других стран. Это было видно на всех соревнованиях, где наши спортсмены претендовали на высокие места. Лет десять назад трудно было себе представить, чтобы соотечественники поддерживали наших спортсменов за границей так, словно они выступают дома. Думаю, эта тенденция будет только усиливаться. Хорошие результаты спортсменов плюс большое количество болельщиков, конечно, прибавили уважения к России как к спортивной державе", -- говорит Владимир Потанин. Это поможет и нашим спортсменам. Ведь не секрет, что в видах спорта с субъективной оценкой судьи зачастую немного помогают спортсменам тех стран, которые вносят больше денег в казну МОК и международных спортивных федераций.