У литобозревателя журнала "Афиша" Льва Данилкина статус слегка двусмысленный. С одной стороны, он безоговорочно самый эффективный игрок на русской литературной бирже, способный в разы взвинтить курс акций любой "темной лошадки" -- ох до чего прилипчивы эти любимые Данилкиным монетаристские метафоры! С другой -- "серьезные" коллеги по цеху кривятся в адрес "глянцевого" собрата, этого энергичного парвеню, с остап-бендеровской победительно-бесцеремонной эффективностью шурующего в "духовке".
Это, конечно, на здоровье: при любом отношении к системе взглядов Данилкина "Парфянская стрела", смонтированное на базе готовых блоков-рецензий бронебойное эссе о русской литературе-2005, очень наглядно демонстрирует, кто есть ху. В том смысле что -- нравится не нравится, а конкурентов нету. ЛД один, в сущности, весь прошлый год реально занимался тем, чем и должно заниматься критику: неутомимо и бесперебойно тестировал сходящие с отечественного литконвейера разномастные изделия. И он же один теперь в состоянии предложить концептуальное, не сводящееся к общим местам резюме.
"Стрела" -- очень плотный путеводитель по главным событиям, именам и тенденциям русской беллетристики 2005-го -- в ассортименте от Гришковца до Личутина (всего объектов несколько десятков). Эту-то всю пестроту, конечно, внимательный читатель "Афиши" уже потребил за год -- и с узорчатой лихостью данилкинских разборов ознакомлен. Однако "Стрела" не сводится, к счастью, к автокомпиляции: это еще и публицистическое высказывание неожиданно забористого градуса, с трезвыми и резкими оценками основных оппозиций (вроде "писатель vs власть"), фобий (вроде "предчувствие/призывание катастрофы") и потенций (вроде "реставрация литературоцентризма") текущего момента.
Так что Данилкин не просто резво протаскивает читателя по всем клоакам и меккам русского книжного мира, представляя завсегдатаям, защищая от гопников и демонстрируя закоулки "только для своих". Он еще и весьма внятно обозначает весьма колючую позицию. И ничего глянцевого в этом кактусе нет.