Христос для Нью-Гемпшира

Галина Юзефович
3 апреля 2006, 00:00

Американец Джон Ирвинг обладает удивительной способностью изъясняться притчами: любая его книга не совсем о том, о чем кажется. Несмотря на то что по всем показателям "Правила виноделов" -- социальный памфлет о вреде абортов, а "Четвертая рука" -- экскурс в область реабилитации инвалидов, принять этот поверхностный слой за подлинную сущность романа способен только самый наивный читатель. То же самое можно сказать и об "Оуэне Мини" -- вообще-то, это книга о втором пришествии. Но, конечно же, совсем не о нем.

В американском городке неподалеку от канадской границы растут два мальчика: Джонни, отец которого неизвестен, а мама и бабка принадлежат к самому родовитому семейству в городе, и тщедушный малыш Оуэн Мини -- его лучший друг. Однажды, едва ли не единственный раз в жизни удачно отбив бейсбольную подачу, Оуэн мячом убивает маму Джонни. С этого момента начинается духовная трансформация Оуэна: он осознает себя орудием в руках Божьих, открывает в себе удивительные способности (например, предвидеть будущее) и вообще чем дальше, тем больше походит на новое воплощение Христа.

Соблазн объявить роман Ирвинга новым евангелием очень велик. Однако это будет по меньшей мере неточно. В действительности "Молитва об Оуэне Мини" -- скрупулезное исследование феноменов американской социокультурной ситуации второй половины ХХ века: первые телевизоры и вьетнамская война, размывание социальных страт и женская эмансипация. Однако, реализуя давнюю идею Честертона о том, что каждая эпоха лепит себе небесного заступника исходя из собственных потребностей, Ирвинг использует все эти реалии в качестве своеобразных реперных точек, по которым с математической точностью выстраивает лучезарный образ Оуэна Мини. И в этом смысле, безусловно, прав Стивен Кинг, заметивший, что до Ирвинга никто не рисовал образ Спасителя такими красками. Разумеется -- никто ведь не пытался выдумать Христа для штата Нью-Гемпшир образца 1970 года.