Бриллианты не для туземцев

Владимир Тесленко
3 апреля 2006, 00:00

Перевод "Алросы" под федеральный контроль идет уже пять лет -- слишком запутанны отношения собственности в Якутии и слишком серьезные уступки вынуждена предлагать Москва, чтобы сломить сопротивление якутских властей

История ЗАО "Алроса" (первоначально называлась "Алмазы России - Саха") уникальна - как с юридической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса. Компания создавалась на базе советского НПО "Якуталмаз", объединяющего все алмазные прииски Западной Якутии, но совсем не так, как прочие сырьевые монополии. До сих пор большинство нормативно-правовых документов, регулирующих ее деятельность, либо секретны, либо конфиденциальны, либо труднодоступны (см. таблицу 1).

Тогдашний якутский президент Михаил Николаев пожелал объявить имущество НПО "Якуталмаз" собственностью Якутии, видимо, буквально поняв обращение Бориса Ельцина к регионам - "берите столько суверенитета, сколько проглотите". Федеральному центру при этом подсунули акции управляющей компании, да и тут пожадничали - отдали только 37%. Для эксплуатации горнообогатительных комбинатов и вспомогательных служб было решено создать новую структуру - ЗАО "Алмазы России - Саха". В ходе нескольких раундов переговоров с тогдашним председателем федерального правительства Егором Гайдаром была выработана схема акционирования: федеральным структурам досталось 37% акций, якутским государственным органам - 40, а оставшиеся 23% были распределены среди работников "Якуталмаза". На момент создания "Алросы" в 1992 году имущества у нее было всего ничего: пара зданий в Москве. А основные средства производства, отошедшие к Якутии, были взяты в аренду на 25 лет, причем рентные платежи в пользу местного бюджета составили огромную сумму - около 300 млн долларов в год. Даже за Байконур Казахстану мы платим меньше.

Алмазы России, не Саха

Новый президент России Владимир Путин ясно обозначил вектор своей внутренней политики - укрепление федерализма и возвращение под центральный контроль стратегически важных отраслей промышленности, причем не только нефтянки и газовой индустрии. Весной 2001 года дошло дело и до алмазов. Путин поручил федеральным ведомствам (Минфину, Минимущества, Минэкономразвития, ФСБ и др.) принять меры "по возвращению федеральной доли в уставном капитале "Алросы"".

Однако поначалу дело не заладилось. Либеральные министры (Кудрин, Греф) были перегружены текучкой, а также болезненным для власти делом Михаила Ходорковского и компании ЮКОС. Ельцинские ставленники (Волошин, Касьянов) не проявили энтузиазма в выполнении этого поручения, следуя джентльменскому соглашению между Борисом Ельциным и якутским президентом Михаилом Николаевым начала 90-х.

Впрочем, федеральные министерства (аппарат правительства, Кудрин, Греф) довольно быстро создали несколько вариантов федерализации "Алросы". В первом из них, разработанном аппаратом правительства, предлагалось отменить ключевой указ Ельцина (тот самый секретный Указ № 158С, который и привел к тому, что алмазными активами стала напрямую владеть Якутия) и создать ГУП с возвратом имущества НПО "Якуталмаз" в федеральную собственность. Второй вариант, предположительно вышедший из недр ведомства Грефа, предлагал преобразовать ЗАО "Алроса" в ОАО "Алроса", выпустить допэмиссию акций и выкупить 75-процентную долю центром.

Наконец, ведомство Кудрина предлагало увеличить до 51% долю Москвы в преобразованном ОАО "Алроса" за счет асимметричного довнесения имущества как федерального центра (в виде смоленского бриллиантового завода "Кристалл" и некоторых других), так и Якутии ("Якутуголь" и т. п.).

Трудная задачка для чиновников

Однако абстрактные схемы федерализации "Алросы" оказалось чрезвычайно сложно реализовать на практике. И дело тут даже не в секретности правовой базы компании.

Во всех этих вариантах появлялась проблема собственности на основные средства производства. Дело в том, что за десять лет старое имущество НПО "Якуталмаз" было существенно амортизировано и в значительной мере реконструировано и модернизировано за счет оперирующей компании - "Алросы". Кроме того, "Алроса" достроила ГОК "Юбилейный", построила подземную шахту "Интер" и с чистого листа построила (через дочерние фирмы) Нюрбинский ГОК в Якутии, рудник "Катока" в Анголе и Ломоносовский ГОК в Архангельской области. В итоге оказалось, что "Алроса" эксплуатирует несколько тысяч (по некоторым данным, 50 тысяч) хозяйственных объектов, многие из них - в совместном ведении с Якутией.

Очевидно, для стратегических целей преобразования "Алросы" в современную горнорудную компанию международного уровня необходимо разделить собственность, в первую очередь индустриальные активы. Задача и сама по себе сложная, а с учетом скрытого противодействия якутских чиновников - практически невыполнимая.

Именно поэтому совещания по оценке алмазного имущества и его разделу ведутся уже много лет.

Якутский ответ

Между тем якутские алмазные князьки, предполагая, видимо, возможность усиления Москвы, решили подстраховаться. На словах, не сильно поначалу возражая против усиления Москвы, они лоббировали лишь сохранение некоего статус-кво, ссылаясь на то, что "Алроса" работает стабильно (что в общем-то было правдой) и незачем перестраивать хорошо работающий механизм (что с правдой имело мало общего). Но на деле местные начальники втихую скупали бумаги у персональных акционеров и якутских муниципальных образований - улусов. Итог: около 10% акций "Алросы" оказались прямо или косвенно аккумулированы у 7-10 местных магнатов (в  таблице 2 перечислены крупнейшие известные частные владельцы). Когда федеральные власти стали рассматривать перспективы судебной отмены сделок, выяснилось, что чисто осуществить это не удастся - большинство сделок были выполнены юридически грамотно и в соответствии с "Положением о выкупе акций акционерами" и уставом ЗАО "Алроса".

Дело сдвинулось, когда 16 декабря 2004 года президентом "Алросы" стал кудринский протеже Александр Ничипорук. Он инициировал арест порядка 10% акций компании в рамках возбужденных девяти уголовных дел по факту незаконного приобретения бумаг "Алросы", большая часть которых, по данным алмазной монополии, принадлежала "Ренессанс-брокеру", входящему в группу "Ренессанс Капитал". Предполагалось, что арестованные акции были выкуплены на вторичном рынке с нарушением действующего законодательства (Гражданского кодекса и закона "Об акционерных обществах") о функционировании ЗАО: например, вместо того, чтобы, как полагается по закону, продавец предложил акции действующим акционерам ЗАО, бумаги продавались спекулянтам по схемам ложного дарения или пари.

Якуты заволновались, что их может постичь та же участь: местные правители заговорили о судебной тяжбе с федеральным правительством относительно имущества "Алросы" и бывшего НПО "Якуталмаз" и грозились довести дело до Верховного суда и Гаагского суда по правам человека.

Осенью 2005 года ситуация накалилась до предела. Шестого ноября в Москве прошло секретное совещание с участием Минфина (Кудрин), Минэкономразвития (Греф) и президента Якутии (Штыров), которое стало апофеозом закулисных переговоров. Доподлинно неизвестно, что именно там обсуждали, однако похоже, что на Штырова надавили очень сильно. После совещания в интернете был размещена прослушка президента "Алросы" Ничипорука, где он в крепких выражениях сетовал на Штырова за несговорчивость, а сам Штыров в сердцах обругал Кудрина уничижительным словом в присутствии своих подчиненных.

Возникшая в Якутии после всех этих перебранок истерия дошла до крайней точки - в местных СМИ стали появляться заметки откровенно антипутинского характера, в которых московских чиновников называли не иначе, как "наглой кагэбэшно-фашистской сволочью".

Цена алмазного суверенитета

Кризис вокруг "Алросы" взялся разрешать лично Путин, совершив визит в Якутск 6 января этого года. Несколько публичных мероприятий замаскировали закрытое совещание по проблеме компании. Чуть позднее, в начале февраля, на совещании с участием президента России в Ново-Огареве было принято окончательное решение: федеральному центру должны принадлежать 50% плюс одна акция "Алросы". Естественно, предполагались и уступки региону. Насколько можно судить по отрывочным сведениям, речь идет вот о чем.

На уровне Думы или правительства РФ будет принят нормативно-правовой акт по гарантированной компенсации выпадающих доходов республиканского бюджета после отчуждения алмазной монополии в пользу федерального центра. А если понадобится, то будет подписан соответствующий указ президента РФ по этому вопросу. Поскольку после реорганизации "Алросы" бюджет республики Саха потеряет арендные платежи, составляющие 10,5 млрд рублей в год, министр финансов Кудрин обещает якутянам следующее: изменения в Бюджетном кодексе РФ по НДПИ (что даст свыше 2,2 млрд рублей в якутский бюджет), выплаты из чистой прибыли АК "Алроса" (1,9 млрд рублей), восстановление 2% отчислений в экологический фонд улусов (1,2 млрд рублей), переброс расходов некоторых учреждений с республиканского бюджета на российский (свыше 3 млрд рублей). Наконец, перевод главных производственных активов НПО "Якуталмаз" на баланс "Алросы" даст в местный бюджет платежей по налогу на имущество еще порядка 0,7 млрд рублей. Итого: Москва за отказ от алмазных активов обещает Якутии примерно на 9 млрд рублей "компенсационных" выплат в год.

Рассматриваются и иные уступки республике - например, в виде отказа центра от федеральных претензий к ряду крупных местных промышленных объектов типа "Якутугля".

Осталось уговорить принцессу

Предоставив якутским властям практически адекватный "размен", центральные власти, похоже, взялись за исполнение давно намеченного плана.

В первую очередь стали решать, что из активов, как находящихся сейчас в непосредственном владении региона, так и тех, в которых есть доля "Алросы", должно быть передано в федеральную собственность, а что останется в собственности Республики Саха. Было инициировано завершение переоценки НПО "Якуталмаз". Однако процедура оценки наверняка затянется на много месяцев, и ее результаты будут еще не скоро.

Наконец, была начата скупка акций. Двадцать первого февраля этого года последовало официальное заявление президента "Алросы" Ничипорука о скупке бумаг компании по 338 тыс. рублей за акцию (по данным газеты "Ведомости", Внешторгбанку, председателем наблюдательного совета которого является Кудрин, уже удалось консолидировать порядка 10% бумаг монополии). Если по этой цене посчитать капитализацию "Алросы", то получится примерно 2,5 млрд долларов - не очень высокая стоимость для уникальной компании с годовым оборотом почти в 3 млрд долларов и чистой прибылью около полумиллиарда. В условиях, когда стороны договорились "в целом", спрогнозировать результат выкупной кампании нетрудно: к 27 апреля (за день до объявленного срока выкупа акций "Алросы" у миноритариев) команда Штырова будет вынуждена оставить у себя по одной акции, а остальное -продать в предложенном порядке и по предложенной цене. Неудивительно, что радикально настроенные члены команды Штырова, судя по якутским СМИ, восприняли это предложение как ультиматум и обдираловку и встретили его в штыки.

Поэтому Штыров, явно собиравшийся остаться в Якутии на второй срок своего президентства, оказался между молотом Кремля и наковальней якутского электората местного законодательного собрания (Ил Тумэна). Оставить все как есть для него означает выйти на якутские выборы с "помятой" репутацией в глазах местной общественности и столкнуться с раздражением со стороны местной элиты. Продолжение борьбы за повышение стоимости выкупа акций родной компании означает для него не только эскалацию уже почти замиренного конфликта с федеральным центром, но и риск быть втянутым в политическую игру против путинского режима.

Риск "неправильного" выбора Штырова в тяжелой ситуации понимают и в Москве. Поэтому, насколько мы можем судить по данным из источников, связанных с переговорами центра и Якутии, Москва готова подстраховаться заранее. А именно: предложить ключевым оппонентам по делу "Алросы" занять высокие и ответственные посты. Вячеславу Штырову прочат министерский портфель (например, в Минприроды), спикеру Ил Тумэн Ньургуну Тимофееву обещают федеральную поддержку в ходе назначения нового президента Якутии, а нынешнему председателю правительства республики Егору Борисову - кресло главы представительства Якутии в Москве.