Большие средства для малого бизнеса

Рынок финансовых услуг малому бизнесу вступил в фазу бурного роста. Множество альтернативных источников -- банковские кредиты, лизинг, факторинг, микрофинансирование -- конкурируют и дополняют друг друга

Как показало исследование, проведенное "Эксперт РА", совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2005 году составил около 5 млрд доллаpов. На фоне кредитов крупным и средним предприятиям (почти 140 млрд доллаpов) или частным лицам (40 млрд долларов) это выглядит довольно скpомно. Однако финансирование малого бизнеса отличается высокой динамикой: прирост до 50% за год, в то время как объем рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовым предприятиям и организациям, в целом, по данным ЦБ, вырос на 28,3%. Более того, есть основания полагать, что в 2006 году сектор кредитования малого бизнеса (КМБ) окажется рекордсменом по темпам прироста и отнимет у потребительского кредитования статус хита года (см. график 1). По нашим прогнозам, темпы роста этого сектора в следующем году возрастут до 70─80%.

Новый хит

Что заставляет банки активизировать свою деятельность в сфеpе КМБ? Во-первых, высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования, ведущий к снижению маржи при растущих рисках. Именно кредитование малого бизнеса дает сейчас наибольший спрэд, причем сравнительная привлекательность этого направления будет только возрастать. Стоимость заимствований для средних и крупных предприятий в среднем составляет порядка 11─12%, а для малых -- 16─17%. При этом риски в этих секторах отличаются гораздо в меньшей степени (невозврат по кредитам малому бизнесу, по оценкам участников рынка, составляет чуть более 1─2%, а по средним и крупным -- около 0,5%). Малые предприятия берут кредиты по таким высоким ставкам и потому, что пpосто вынуждены делать это (альтернатив финансирования у них немного), и потому, что рентабельность их деятельности выше, а значит, они могут "отбить" более высокие ставки.

Во-вторых, банкирами движет естественное стремление диверсифицировать свой кредитный портфель. Большое количество небольших заемщиков позволяет сделать это. И наконец, в-третьих, они хотят застолбить место на потенциально очень выгодном рынке. "Перспективность сегмента малого бизнеса заключается в получении большого количества новых клиентов, -- говорит член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса 'Внешторгбанка Розничные услуги' Сергей Сучков. -- Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь тот набор розничных услуг, который банки продают населению, а с другой -- весь комплекс услуг, в которых испытывает потребность обычное предприятие".

На рынке кредитования малого бизнеса в равной мере представлены московские и региональные банки. Наибольший объем кредитов приходится на крупные столичные банки -- Сбербанк, Внешторгбанк-24 и "Уралсиб". Остальные "москвичи" в основной своей массе уступают региональным банкам, прочно обосновавшимся в первой десятке. При этом крупные московские банки могут предлагать более гибкие условия по объемам кредитов, а мелкие -- охватить большую часть конкретн

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (509) 17 апреля 2006
    Италия
    Содержание:
    Его лучший враг

    Ни правые, ни левые не предложили итальянцам четкого видения будущего их страны. Поэтому главные задачи нового правительства -- сконцентрироваться на решении наиболее насущных конкретных проблем и не допустить углубления раскола итальянского общества

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама