Ножки Буша усохнут на треть

Наталья Литвинова
17 апреля 2006, 00:00

Импортеры мяса птицы решили добровольно сократить свои импортные квоты -- так они борются с затовариванием рынка и снижением оптовых цен. У российских птицеводов появятся новые возможности для роста за счет импортзамещения

На прошлой неделе операторы рынка заявили, что сократят в этом году на 30% импорт мяса птицы, добровольно снизив свою квоту. Сегодня она составляет 1090 тыс. тонн при общем объеме российского рынка в 2500 тыс. тонн. Такое решение продиктовано непростой обстановкой на рынке птичьего мяса. Сегодня он практически приблизился к насыщению, что вкупе с истерией СМИ по поводу птичьего гриппа привело к значительному снижению закупочных цен, потере рентабельности и у производителей, и у импортеров. Результат: под вопросом оказались актуальность дальнейших инвестиций в эту отрасль и возможность роста.

Птицы уже хватит?

По итогам 2005 года уровень потребления мяса птицы в России вырос на 17% и достиг 20 кг на человека в год, что очень близко к средним нормам потребления курятины в ряде европейских стран. Сегодня потенциал роста "птичьего" рынка уменьшается. Этому способствует и массовая истерия вокруг птичьего гриппа, который, по уверениям российских птицеводов, по-прежнему существует исключительно в информационном поле. С осени прошлого года покупательский интерес к мясу птицы снизился, по данным потребительских опросов, на 20-25%.

Ужесточение конкуренции на рынке привело к снижению оптовых закупочных цен на 15-20% в течение осени 2005 года и почти на 10% за первый квартал 2006-го. Директор департамента корпоративной политики ГАП "Ресурс" (входит в восьмерку крупнейших производителей) Оксана Критикова утверждает, что такая отпускная цена даже крупным производителям позволяет едва покрывать свои расходы, мелкие же птицефабрики (а это почти половина российских производителей) вот уже несколько месяцев работают ниже уровня рентабельности.

Снижение закупочных цен -- на 18% с января этого года -- отмечают и импортеры. По словам исполнительного директора Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы (объединяет 85% импортеров) Антона Сурикова, сегодняшние цены уже не покрывают даже уровня себестоимости операций. Убытки импортеров только за первый квартал 2006 года составили порядка 80 млн долларов.

Оценив ситуацию, импортеры еще в январе предложили Консультационному совету (туда входит руководство Минэкономразвития, Минсельхоза, таможни и отраслевых ассоциаций предпринимателей) сократить квоту на ввоз куриного мяса в текущем году. Правительство не смогло принять такое решение, потому что 75% импорта -- это американские окорочка, а сокращение квоты в рамках существующего российско-американского соглашения невозможно. Более того, соглашение предусматривает рост квоты на 40 тыс. тонн куриного мяса ежегодно, вплоть до 2009 года.

Не получив согласия правительства на официальное сокращение квоты, импортеры, входящие в ассоциацию, решили в одностороннем порядке, в рамках самоограничения, сократить ввоз импортной продукции пропорционально имеющейся у каждого из них квоте.

Рост еще будет

Это решение наверняка связано и с тем, что у многих импортеров есть собственные инвестиционные программы по развитию производства мяса птицы в России. Как говорит Антон Суриков, бизнес у всех импортеров сегодня диверсифицирован и практически все они являются одновременно и производителями. Поэтому ослабление ценового давления позволит им развивать собственные производственные программы. Так, компания "Оптифуд", один из лидеров по импорту курятины в Россию, имеет собственное производство объемом около 8 тыс. тонн в год и намерена, по словам директора Ивана Оболенцева, развить его до в 60 тыс. тонн за два года, вложив в этот проект 30 млн долларов. Другой лидер -- компания "Евросервис" заявила в конце 2005 года о намерении создать совместное с американской компанией Tyson Foods, мировым лидером в производстве курятины, говядины и свинины, производство бройлеров на территории России. Эксперты оценивают этот проект в 50-100 млн долларов.

О существенных инвестициях в развитие собственного производства и наращивание производственных мощностей в конце 2005 года заявили и многие другие отечественные производители (см. таблицу 2): общий объем инвестиций превысит 200 млн долларов в течение трех лет, а объем производства вырастет на 20-30%.

Развитию этих проектов способствует и динамика рыночного спроса: дешевые замороженные окорочка все меньше интересуют покупателей. По словам Оксаны Критиковой из ГАП "Ресурс", до 2010 года на рынке мяса птицы устойчивую динамику будут показывать два сегмента: охлажденная продукция и продукты глубокой переработки.

Но реализовывать задуманное в нынешней рыночной ситуации производители смогут при двух условиях: выдавливании импорта или поглощении мелких фабрик крупными холдингами.