Нефтегазовая атака

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
17 апреля 2006, 00:00

Уже в ближайшем будущем Красноярский край может стать одним из самых значимых регионов России по добыче углеводородного сырья

Красноярский край никогда не специализировался на добыче нефти, но с некоторой завистью поглядывал на соседнюю Тюмень и другие богатые нефтедобывающие районы Сибири. Однако вскоре эта ситуация может измениться. Руководство края сейчас всерьез думает о разработке ряда крупнейших месторождений нефти и газа.

Ванкор, еще Ванкор!

Основное из этих местоpождений, способное превратить край в одного из лидеров российской нефтедобычи, -- Ванкорское, расположенное в Туруханском районе. По объемам запасов нефти оно является одним из самых крупных в масштабе всей Восточной Сибири: площадь Ванкорского лицензионного участка составляет 625 кв. км и, по оценкам геологов, общие извлекаемые запасы нефти здесь достигают 120 млн тонн (это соизмеримо с крупными месторождениями Тюмени). Весьма значительны и запасы газа -- 76,8 млрд кубометров.

Формально процесс разработки Ванкорского месторождения стартовал еще в 1993 году, когда лицензию на добычу сырья в результате тендера выиграло совместное предприятие "Енисейнефть", специально созданное под этот проект. Около 60% акций СП принадлежит компании Anglo-Siberian Oil Co. (ASOC), которая, в свою очередь, на 100% контролируется "Роснефтью". Таким образом, разработкой Ванкора, по сути, сейчас занимается "Роснефть".

Однако фактически масштабное освоение Ванкорского месторождения началось всего около двух лет назад, когда "Роснефть" приступила к бурению двух разведочных скважин. Сегодня работы заметно активизировались, и ожидается, что первые партии нефти с месторождения начнут поступать уже в 2008 году. Согласно планам "Роснефти", в 2008-м и 2009 году общий объем добычи нефти на Ванкоре достигнет 0,55 и 2,1 млн тонн соответственно. А начиная с 2010 года эти показатели будут возрастать такими темпами, что пиковый объем добычи в размере 9 млн тонн придется на двенадцатый год освоения. Специалисты отмечают, что расчетный срок жизни проекта должен составить 35 лет. Общий объем инвестиций "Роснефти" в месторождение -- порядка 5 млрд долларов.

Труба

Главной сложностью освоения Ванкорского месторождения всегда считалась транспортировка добываемых здесь углеводородов. Район Ванкора находится вдали от транспортной инфраструктуры, а потому освоение этого месторождения неизбежно связано со строительством новой системы транспортировки сырья.

Изначально разработчики Ванкорского проекта рассматривали целых семь способов транспортировки добываемой здесь нефти. Позже из них были выбраны два наиболее реальных -- северный и южный. Поначалу чаша весов качнулась в сторону северного проекта. Действительно, он мог впечатлить даже неспециалистов. Северный вариант предполагал строительство нефтяного трубопровода через речной порт Дудинка до морского порта Диксон протяженностью 730 км и общей стоимостью порядка 1,2 млрд долларов. Недалеко от порта Диксон (на мысе Бражникова) планировалось построить огромный нефтеналивной терминал емкостью 400 тыс. кубометров, и от него нефть по Северному морскому пути через глыбы льдов переправляли бы на специальное плавучее нефтехранилище в районе Мурманска. А уже оттуда нефть отгружалась бы танкерами потребителям в Европе.

Северный вариант транспортировки ванкорской нефти предусматривал решение дополнительных задач. Главная из них -- стимулирование разработки малых нефтяных месторождений Таймыра. Если бы неподалеку от них прошла труба, то освоение запасов углеводородов стало бы рентабельным. По предварительным оценкам, залежи нефти на территории одного Таймырского округа составляют около 40 млн тонн.

Другая задача, которую мог бы pешить северный маршрут, -- активизация Северного морского пути от порта Диксон. Большую часть года этот маршрут скован льдом, а потому использовать мощные атомные ледоколы куда выгоднее, если вслед за ними по морю идут еще и нефтяные танкеры. При таком сценарии Красноярский край получал бы доступный и выгодный морской путь доставки любых других грузов, что самым благоприятным образом сказалось бы на остальных отраслях экономики региона.

Однако проекту северного пути транспортировки ванкорской нефти не суждено было осуществиться. Разработчиков испугала техническая сложность. Например, в районе порта Дудинка нефтепровод должен был пройти через русло Енисея. Кроме того, ему предстояло пересечь малые реки и озера Таймыра, в связи с чем экологи увидели в нефтепроводе серьезную угрозу для нетронутой природы региона и забили тревогу.

В итоге летом прошлого года руководство "Роснефти" и администрация края приняли решение о выборе южного варианта транспортировки. И вскоре началось строительство нефтепровода через Тюменскую область до магистрального нефтепровода "Транснефти" с врезкой в него в районе поселка Пурпе. Общая протяженность трубы на южном маршруте составит 550 км, а одним из ключевых аpгументов в его пользу стало то, что в обозримом будущем нефтяные месторождения Западной Сибири начнут истощаться и ванкорская нефть отчасти сможет заменить их в общероссийском экспортном потоке углеводородов.

Кто на земле хозяин

Другой крупный проект освоения красноярских залежей углеводородов связан с югом Эвенкии и примыкающим к нему Нижним Приангарьем. Здесь тоже имеются большие запасы ценного сырья. Прежде всего это Юрубчено-Тохомское месторождение, которое, по приблизительным оценкам, содержит около 280 млн тонн нефти, ежегодно здесь может добываться в два раза больше, чем на Ванкорском месторождении, -- свыше 20 млн тонн.

При этом вполне реалистичен и вариант транспортировки. Например, по одному из сценариев труба может пойти на юг по маршруту Юрубчен--Карабула--Нижняя Пойма до проектируемого магистрального нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан. Рассматриваются также проекты строительства трубопровода Юрубчен--Ангарск с дальнейшим продолжением по маршруту Ангарск--Находка или в Китай (Ангарск--Дацин).

Сегодня Юрубчено-Тохомское месторождение очень хорошо подготовлено к промышленному освоению, однако основная проблема заключается в том, что его владельцем является Восточно-Сибирская нефтегазовая компания, которая на 70% принадлежит ЮКОСу. Сейчас, после ареста акций ЮКОСа, работы по освоению месторождения приостановлены, и красноярцы вынуждены ждать, когда же суд решит вопрос распределения активов ЮКОСа, что позволит определить и нового владельца лицензии на разработку месторождения.

Такая же неопределенность с владельцем лицензии на разработку мешает развитию еще одного крупного нефтяного месторождения Красноярского края -- в Куюмбинском районе. Расположенное чуть на север от Юрубчено-Тохомской зоны, Куюмбинское месторождение активно исследуется геологами с конца 90-х годов. По приблизительным оценкам, запасы нефти здесь весьма значительны: на Куюмбе можно добывать до 20 млн тонн нефти в год. А если учесть близость Юрубчено-Тохомского месторождения, то и вопрос транспортировки добываемых углеводородов может быть легко решен.

Однако владелец лицензии на Куюмбу -- компания "Славнефть". И ее сейчас активно делят два новых собственника -- "Сибнефть" и ТНК-ВР. Как будет поделена компания, до сих пор неясно ("Газпром", владелец "Сибнефти", обещает какую-то определенность лишь к нынешнему лету). А это значит, что и перспективы дальнейшей разработки Куюмбы пока весьма туманны.

Между тем в Красноярском крае складывается очень благоприятная ситуация и с добычей газа. Стать значимым газодобывающим регионом России ему может позволить целый ряд крупных месторождений. В том числе Собинское, расположенное на северо-востоке края. Геологи утверждают, что залежи газа позволяют добывать здесь до 7 млрд кубометров в год, а это сопоставимо с половиной всего российского газа, поставляемого на Украину. "Газпром", имеющий право на разработку Собинского месторождения, заявляет, что готов инвестировать в этот проект в общей сложности до 2 млрд долларов. Однако есть проблема: не решены вопросы транспортировки. Дело в том, что пока нет принципиального решения о том, куда пойдет магистральный газопровод из Восточной Сибири. Он может быть направлен как из Собинского через Ковыкту на восток -- в Китай и Японию, -- так и через ту же Ковыкту, но уже на запад -- потребителям в Европе. Для собинского газа выбор направления не важен, но именно принятие любого из решений может дать старт процессу разработки. А это значит, что рано или поздно в Красноярском крае все же начнется большая добыча углеводородов и регион сможет стать одним из крупных поставщиков этого сырья.