Встретились два одиночества

Анастасия Матвеева
17 апреля 2006, 00:00

Исчерпав источники агрессивного роста в моноформате, розничные сети дискаунтеров "Пятерочка" и супермаркетов "Перекресток" слились

Две из десяти крупнейших российских продовольственных розничных сетей -- дискаунтеры "Пятерочка" и супермаркеты "Перекресток" -- сливаются. Схема сделки довольно сложна. Вначале голландская компания Pyaterochka Holding приобретает гибралтарскую Perekrestok Holdings Ltd. (В свою очередь, владельцами 100% акций последней являются российская "Альфа-груп", международная инвестиционная компания Templeton и топ-менеджеры сети "Перекресток"). Гибралтарцы получат 300 млн долларов живыми деньгами и более 15 млн акций "Пятерочки" новой эмиссии. В результате еще непубличный "Перекресток", минуя стадию IPO, становится частью открытого АО, чьи бумаги торгуются на фондовых рынках. После этого "Альфа-груп" выкупает у акционеров-основателей "Пятерочки" 54% за 1,2 млрд долларов. Цена одной акции, таким образом, составит 20,26 доллара, что на 20,4% выше средней цены закрытия (16,83 доллара) в течение 30 дней торгов до 5 апреля 2006 года. В итоге "Альфа-груп" получает контроль над объединенной компанией, а за акционерами-основателями "Пятерочки" остается 21,2%.

Сделка формально еще не завершена, но ее участники говорят о ней как о деле решенном. Они с энтузиазмом заявляют, что объединенная компания становится лидером рынка. Действительно, по сумме оборотов новая Pyaterochka Holding сразу выходит на первое место в розничном рейтинге. Но этого мало: она претендует на безусловное лидерство и в долгосрочной перспективе -- за счет такого ресурса, как синергия от слияния. В 2008 году предполагается достичь оборота в 6 млрд долларов против нынешних 2,4 млрд. Сеть к этому времени будет состоять из 700 магазинов-дискаунтеров "Пятерочка" (сейчас -- 347) и 240 магазинов "Перекресток" (пока -- 120). А через десять лет участники сделки рассчитывают получить монстра с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов.

Единство непохожих

Не все, однако, разделяют энтузиазм объединяющихся. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor`s поместило кредитные рейтинги новой "Пятерочки" в список CreditWatch (особое наблюдение) с негативным прогнозом. "Сделка пока не завершена, и масса деталей остается неизвестной, -- говорит кредитный аналитик S&P Иван Стругацкий. -- Как только они прояснятся, мы либо оставим рейтинг на том же уровне, либо понизим его". Неясным для агентства, по словам Ивана Стругацкого, остаются объемы денежных средств, которые "Пятерочка" привлечет на долговом рынке для финансирования самой сделки и дальнейшего роста. Предстоит изучить и финансовый профиль "Перекрестка", чья рентабельность по показателю EBITDA ниже, чем у "Пятерочки". Неизвестны аналитикам и размеры арендных платежей "Перекрестка". Все эти данные нужны для расчета показателя отношения долга объединенной компании, скорректированного на арендные платежи, к EBITDA. По прикидкам, оно будет более чем трехкратным, что выше ожиданий (в диапазоне от 2 до 2,5), на которых базируется рейтинг "Пятерочки". Беспокойство аналитиков понятно: финансовые риски новой компании возрастут настолько, что выгоды слияния могут их не компенсировать.

Скептики сомневаются также в том, что интеграция бизнесов и культур столь разных по формату сетей пройдет легко. Общеизвестно, что 70% слияний оканчивается неудачей именно на этом этапе. Впрочем, сливающиеся осознают возможные проблемы. Так, Виталий Подольский, финансовый директор "Перекрестка", признает, что технологии торговли сетей кардинально различаются и невозможно использовать приемы снижения издержек, уместные в дискаунтерах "Пятерочки", для решения аналогичных задач в супермаркете "Перекресток".

Взять рынок в клещи

Участники сделки предлагают рассматривать ее значение несколько в иной плоскости -- речь идет о новом, прорывном уровне консолидации рынка. Виталий Подольский называет создание объединенной компании своего рода венчурным проектом, с соответствующими рисками и возможностями роста.

Рынок ритейла в России относится к разряду быстрорастущих. По оценкам ИК "Ренессанс Капитал", до 2010 года он будет прирастать в среднем на 21% за год, в то время как в Восточной Европе этот показатель составит максимум 3-5%, а в Западной и того меньше -- 0,8%. Кстати, наибольший рост ожидается в форматах дискаунтеров и супермаркетов. И в первую очередь потенциал рынка создает перспективы для развития объединенной компании. Именно это имел в виду основной акционер "Альфа-груп" Михаил Фридман, когда в ответ на журналистский вопрос, планирует ли он впоследствии продать "Пятерочку", заявил, что не видит пока покупателя, способного заплатить цену, учитывающую быстрые темпы роста розницы в России.

Между тем конкуренция среди сетей нарастает. Один за другим конкуренты "Пятерочки" -- "Магнит", "Дикси", "Копейка" -- заявляют о планах выхода на IPO в поисках финансовых источников роста. Сеть супермаркетов "Седьмой континент" выпускает дополнительную эмиссию акций, и аналитики предполагают, что вырученные от нее деньги пойдут на какие-то крупные приобретения. При этом оба участника нынешней сделки, очевидно, уперлись в потолок агрессивного роста в своем формате. "Пятерочка" по оборотам отстает от "Магнита", хотя по эффективности превосходит его. А "Перекресток", поставивший перед собой некоторое время назад цель стать оператором номер один на рынке, так и остается вечно четвертым, хотя опережающие его сети с тех пор поменялись. Самое время подумать о синергии.

"Пятерочка" и "Перекресток" прагматично подходят к возможностям роста через объединение и не ставят вопроса о слиянии культур. Скорее наоборот, многоформатная система будет нацелена на использование различной стратегии для развития форматов "Пятерочки" и "Перекрестка", что должно свести к минимуму нарушение ритма деятельности компаний в связи со слиянием.

Преимуществ же от слияния предостаточно. Прежде всего сети извлекут выгоду из объединения закупок, добиваясь соответствующих скидок. В более отдаленной перспективе предстоит работа над схемой логистики. В целом эффект синергии по этим параметрам в годовом исчислении, по консервативным расчетам, к 2008 году достигнет 85 млн долларов. Кроме того, по словам Олега Высоцкого, главного исполнительного директора "Пятерочки", между двумя операторами при региональной экспансии исчезнет конкуренция за площадки, повышающая цену вопроса.

Виталий Подольский подчеркивает также эффект от благоприобретенной гибкости бизнеса. По его словам, "Перекрестку" сложно было проводить поглощение местных сетей, которые, как правило, мультиформатны. Теперь же "Перекресток" будет брать под свое управление подходящие ему форматы, а "Пятерочка" -- подходящие ей. Кроме того, крупной и публичной компании проще занять деньги на развитие: банки любят большие кредитные объемы. Объединенная "Пятерочка" уже рассчитывает на синдицированный кредит зарубежных банков в 800 млн долларов, 350 млн из которого пойдут на капиталовложения и развитие бизнеса.