Деньги не пластик

Экономика и финансы
Москва, 17.04.2006
«Эксперт» №15 (509)
Главная проблема эмитентов пластиковых карт -- научить россиян использовать карточки для расчетов за товары и услуги. На решение потребуется несколько лет

Осмотрительный российский потребитель не может оценить по достоинству все преимущества пластиковых карт. По данным Банка России, он все еще предпочитает складывать наличность в карманы, а не на банковский счет и расплачиваться в магазинах -- опять же из кармана, а не по карте.

Впрочем, в целом статистика вполне ободряющая: эмиссия пластиковых карт на 1 января 2006 года составила 55 млн штук, тогда как в 2004 году этот показатель был на 20 млн меньше, а за пять лет, с 2001-го по 2005 год, объем эмиссии увеличился ровно в пять раз. Однако, согласно той же статистике Банка России, доля дебетовых карт составляет 95% от общей эмиссии, и в прошлом году из общего объема операций по картам (2,8 трлн рублей) львиная доля -- 2,6 трлн -- пришлась на снятие наличных через банкоматы. При этом в 2005 году среднестатистический россиянин -- владелец карты использовал ее для получения денег в банкомате 16 раз, а для оплаты товаров и услуг -- 13.

Таким образом, очевидно, что функцию средства безналичного платежа пластиковые карты по-прежнему не выполняют, так как большинство держателей "пластика" в России сегодня -- это так называемые зарплатники, снимающие деньги с дебетовых карт через банкоматы. С тем, что российский рынок "пластика" сегодня прирастает именно зарплатными схемами, соглашаются практически все банкиры. И это их сильно беспокоит, поскольку рынок зарплатных проектов явно приближается к насыщению. В поисках выхода из сложившейся ситуации банки пытаются разнообразить карточные продукты. Например, сейчас дебетовая карта может выполнять и функцию кредитной. Однако такие совмещенные карты облегчают привлечение новых клиентов на те же зарплатные схемы, но не решают проблему по сути. "Количество совмещенных карт постепенно растет, в первую очередь благодаря все тем же зарплатным проектам", -- говорит заместитель начальника управления розничного маркетинга Русского банка развития Дмитрий Орлов.

Столицы и периферия

Согласно информации Банка России, в среднем по стране за одну транзакцию российский владелец пластиковой карточки получает в банкомате четыре тысячи рублей (в Москве -- около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по России за одну транзакцию списывается около 1,3 тыс. рублей (в Москве -- около 2 тыс. рублей).

В этом нет ничего удивительного, ведь, будучи основными российскими мегаполисами, Москва и Санкт-Петербург взяли на себя основной объем эмиссии пластиковых карт -- в совокупности на их долю приходится 45% эмиссии карт, при этом в Москве и Московской области зарегистрировано более 22 млн банковских карт, в Санкт-Петербурге -- больше 3 млн.

Что же касается региональных рынков "пластика", то они находятся в стадии становления. При этом наиболее широкое распространение карты получили в Тюменской области, немного уступают ей Свердловская и Челябинская. В целом на эти области Уральского округа приходится 5,5 млн выпущенных карт, то есть 10% от общероссийской эмиссии карт. Республики Приволжского федерального округа -- Башкортостан и

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (509) 17 апреля 2006
    Италия
    Содержание:
    Его лучший враг

    Ни правые, ни левые не предложили итальянцам четкого видения будущего их страны. Поэтому главные задачи нового правительства -- сконцентрироваться на решении наиболее насущных конкретных проблем и не допустить углубления раскола итальянского общества

    Обзор почты
    Спецвыпуск
    Реклама