Еще одним регионом меньше

24 апреля 2006, 00:00

Более 97% жителей Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и 89% жителей Иркутской области высказались за объединение и создание нового субъекта федерации. Явка на референдум в Иркутской области составила 68% -- выше, чем на президентских выборах. А в Усть-Ордынском округе на голосование пришло и вовсе 99% жителей. Теперь по результатам референдума будет принят конституционный закон и запущен сам процесс объединения, который должен завершиться к 1 января 2008 года.

Решение об укрупнении регионов, как известно, было принято в Кремле еще в начале 2003 года и реализуется хоть и не быстро, но вполне последовательно. Первыми по этому пути пошли в Перми -- объединение Пермской области и Коми-Пермятского автономного округа уже состоялось. Успешный референдум прошел и по поводу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Теперь вот принято окончательное решение о третьем объединении. На очереди -- упразднение Агинского Бурятского автономного округа, который должен будет слиться с Читинской областью.

Впрочем, процесс этот идет не сказать что совсем просто и гладко. Если в Перми сумели достаточно легко и без каких-либо эксцессов подготовить объединение, то в Красноярском крае серьезных проблем удалось избежать только благодаря губернатору Александру Хлопонину, находящемуся в тесном контакте с элитами Таймыра и Эвенкии: Хлопонин -- бывший глава Таймыра, в свое время шел на выборы во многом как представитель таймырского бизнеса ("Норникель") и Эвенкии (тогда еще вотчины ЮКОСа). Что же касается иркутского объединения, то, несмотря на убедительные результаты референдума, все оказалось непросто. Даже понадобилось прямое вмешательство президента, который вызывал к себе руководителей Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области и ясно дал им понять, что сопротивление объединению может иметь для них самые неприятные последствия.

Путинского внушения хватило для проведения показательного референдума и, скорее всего, хватит и для объединения соседей про Забайкалью -- Читинской области и Агинского Бурятского округа. Однако, как дальше будет развиваться объединительный процесс, пока сказать трудно.

Объединение Краснодарского края и Адыгеи сегодня под большим вопросом -- большинство представителей местной элиты негативно относятся к этой идее и готовы жестко сопротивляться ее реализации (хотя, судя по результатам последних выборов и опросам, население настроено вполне лояльно). Говорят также о планах воссоединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области и об объединении объединенной Иркутской области с Республикой Бурятия. Но и там и там объединителям придется столкнуться с весьма серьезным сопротивлением местной национальной элиты, которая постарается если не сорвать процесс, то максимально затянуть его. Еще сложнее ситуация с возможным объединением Тюменской области и автономных округов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа -- это не просто национально-территориальные образования, а мощнейшие нефтегазовые центры с отлаженной взаимосвязью между местной властью и крупнейшими компаниями страны. Чтобы провести это объединение, понадобится твердая воля власти и мощнейший административный ресурс.