Отложенный рост

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" завершило очередное исследование рынка информационных технологий. Ради возможности участия в масштабных проектах ИТ-компании вынуждены проводить реорганизацию и привлекать инвестиции

Совокупная выручка 80 компаний -- участниц рейтинга увеличилась за год на 28% и составила 210 млрд рублей (см. график 1).

Внешне последние два-три года ситуация на рынке информационных технологий (ИТ) остается практически неизменной. Во-первых, устойчивый и довольно энергичный рост. Основные факторы -- цены на энергоносители, заказы со стороны госструктур и телекоммуникационных компаний (см. график 2). Рассказывает президент НКК Александр Калинин: "Высокие цены на нефть, отчисляемые налоги позволили и государству и бизнесу более активно продолжать процесс построения собственной ИТ-инфраструктуры. Правительственное постановление о принятии прогнозов бюджетов на срок до трех лет, а также новое тендерное законодательство позволило государственным организациям более вдумчиво и рационально подходить к вопросам информатизации".

Способствует росту и стабильная структура рынка с уклоном в поставки оборудования. Как и год назад, наибольшие доходы компании заработали от дистрибуторской деятельности, а также от поставок оборудования и программного обеспечения (ПО) в рамках интеграционных проектов. Совокупный прирост этих секторов за год составил 48% (см. график 3). В итоге их и прежде немалая доля выросла почти на два процентных пункта и составила 49% (см. график 4). Производители оборудования и компании, специализирующиеся на предоставлении услуг в сфере телекоммуникаций, сохранили прежние темпы роста -- 13 и 33% соответственно.

Однако на фоне "косметических" подвижек выделяются три новые тенденции. Во-первых, резкое снижение темпов роста сегмента услуг ИТ-компаний (до 19,5%). Во-вторых, значительный прирост, продемонстрированный разработчиками ПО, -- 47% (против 36%). И в-третьих, еще никогда на рынке столь серьезно не говорили об инвестициях. Едва ли не каждая вторая компания рассуждает если не об IPO, то уж, по крайней мере, о займах или слияниях-поглощениях.

Совершеннолетие

Около половины всего сектора услуг составляют услуги по интеграции. И в прошлом году они, если верить статистике, выросли всего на 5%!

Конечно, одна из причин -- сама статистика (все помнят о том, что "есть ложь, наглая ложь и статистика"). Дело в том, что стандартная финансовая отчетность не предусматривает обязательного разделения денежных потоков в соответствии с классификацией видов деятельности, принятой в нашем проекте. Поэтому еще год-два назад многие компании оценивали структуру своей выручки на глазок. При этом, естественно, подсознательно хотелось выпятить более интеллектуальные, "престижные" направления, в частности интеграцию. Сейчас учет совершенствуется, и надутый "пузырь" постепенно сдувается. (Кстати, лет шесть назад именно рейтинг "Эксперт РА" сподвиг аудиторов и консультантов внести коррективы в свой учет, дабы иметь возможность участвовать в списках крупнейших.)

Однако есть и еще один, пожалуй, более существенный фактор. Компании отвлекают свои ресурсы на реорганизацию. Рассказывает президент "Ай-Теко" Шамиль Шакиров: "Обостряется конкуренция, происходит укрупнение бизнеса основных игроков на рынке, обусловленное увеличением числа крупных и сложных проектов, требующих долгосрочных инвестиций. Мы уже видим примеры объединения или приобретения компаний. Все активно заговорили о капитализации компаний, многие участники почувствовали возможность и доступность интенсивного роста таким традиционным для международной практики путем, как приобретение существующего бизнеса. В результате рынок, довольно условно, конечно, поделился на тех, кто покупает, и тех, кого покупают. Это подтолкнуло его к гораздо большей прозрачности и корпоративности".

ИТ-компании вступили в стадию зрелости. Большая часть из них активно занимается либо реструктуризацией собственного бизнеса, либо укреплением позиций на рынке. Так, например, в НКК в 2005 году одновременно пытались решить три задачи: сделать производственный бизнес полностью самостоятельным, завершить формирование единого интеграторского бизнеса в холдинге и приступить к приведению внутренней отчетности в соответствие с международными требованиями.

Ни для кого не секрет, что вышеописанные процессы требуют затрат -- как временных, так и финансовых. И первыми в этой ситуации, как правило, страдают секторы с высокой добавленной стоимостью. Сектор услуг относится именно к таким.

Еще одно следствие преобразований -- снижение темпов роста эффективности. Так, например, за последний год выручка на одного специалиста в компаниях -- участницах рейтинга практически не изменилась: 5,9 млн рублей против 5,7 млн в 2004 году. Не поражали воображение и темпы роста доходов, особенно в первой десятке. Лишь одной компании -- ЛАНИТ -- удалось перешагнуть 50-процентный барьер.

Ускорить процесс перестройки компании могут только инвестиции. Это осознают участники рейтинга. Убедительное свидетельство тому -- движение к прозрачности. Число компаний, подтвердивших присланные данные в рейтинг (имеется в виду аудированная отчетность), за год значительно увеличилось -- с 5 до 13. В денежном выражении прозрачными сегодня считаются уже почти 25% рынка -- 51,6 млрд рублей против 17,9% -- 28,7 млрд в 2004 году (см. график 5).

Болезнь роста

Как показало проведенное исследование, несмотря на всеобщее понимание необходимости инвестиций, привлечь их пока готовы единицы. И это несмотря на то, что среди участников рейтинга уже более 30 компаний работают на рынке свыше 15 лет. До сих пор большинство собственников не желают расставаться даже с крохотной частичкой своего бизнеса.

Вот, например, как сами игроки оценивают свое сегодняшнее положение на рынке. Рассказывает генеральный директор компании Digital Design Андрей Федоров: "Говоря о своевременности привлечения инвестиций, можно сказать следующее: чтобы получать какие-то инвестиции, то есть продать часть бизнеса, причем продать за большие деньги, чем есть на самом деле, нужно потратиться на создание привлекательной 'обертки' для компании: вложиться в маркетинг, повысить капитализацию, всеми путями пытаясь увеличить ее стоимость. Причем имеет смысл подогнать все эти процессы к определенному сроку -- к тому моменту, когда будет осуществляться непосредственная продажа. Но если компания растет (как происходит в нашем случае), то вкладываться в создание привлекательной 'обертки' совершенно невыгодно. Компания в момент роста и так работает на деньги, вложенные в нее собственниками, и дает адекватный возврат и адекватный рост. Использовать столь дорогостоящий дополнительный инструмент как минимум бессмысленно, как максимум -- абсолютно невыгодно! А вот когда предприятие поднялось до пика своего развития и входит в фазу зрелости и замедления роста, вот тогда и нужен сильный толчок -- только на пике развития бизнеса имеет смысл привлекать инвестиции, продавая часть компании в самый подходящий момент".

Тему продолжает Шамиль Шакиров: "Если вы посмотрите, как изменилось состояние ведущих ИТ-компаний хотя бы за последний год, то увидите, что никто активно средств из бизнеса не выводил. Рост оборота на 50-100 процентов в год обычно требует вложений в развитие очень существенной доли заработанных средств. Если рассматривать инвестиции в этом аспекте, то суммы, вложенные в российский ИТ-бизнес, растут год от года. Причем не думаю, что многие, в том числе и из ведущих компаний, смогли бы развиваться быстрее, имея больше денег. Необходимо определенное время на выстраивание менеджмента, даже при развитом рынке высококвалифицированных менеджеров, которых пока заметно не хватает. Единственное, что можно существенно ускорить, имея большие инвестиции, -- это поглощение компаний с уникальными отраслевыми компетенциями с целью создания глобальных портфолио".

Кстати, тема поглощений возникла относительно недавно. Еще лет пять назад гораздо проще было просто переманить специалистов приглянувшейся фирмы. Сейчас -- выгоднее оформить покупку. Говорит президент группы компаний "Компьюлинк" Михаил Лящ: "Главное в компании, которая приобретается, -- это лидер, директор, так как от личности в нашем бизнесе зависит очень много. А лидер, как правило, является и собственником. Кроме того, при покупке компании с ней переходит ее клиентура, уже заключенные контракты. Наконец, покупаемые вместе с предприятием сертификаты и другие атрибуты качества -- тоже немаловажный фактор успеха на рынке".

Влияние государства на инвестиции в информационные технологии участники рынка оценивают скорее негативно. С одной стороны, госструктуры обеспечивают около четверти спроса. А раз есть деньги, то с инвестициями можно и подождать.

Но, с другой стороны, масштабные инвестиционные инициативы лишь задекларированы, их реализация явно задерживается. А это -- плохой сигнал для инвесторов. Ситуацию комментирует президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова: "В рамках программы развития ИТ-отрасли в прошлом году правительством было принято решение по созданию российского инвестиционного фонда технологий и инноваций. При этом даже заявленный объем фонда -- 100 миллионов долларов на основании экспертного анализа -- позволил бы привлечь 300-400 миллионов 'частных' денег, что обеспечило бы возможность совершения около 50 инвестиционных сделок. Создание такого фонда могло бы стать знаковым событием для отрасли, однако выполнение президентского поручения до сих пор тормозится Минэкономразвития". И это в то время, когда весь объем венчурных инвестиций во все сектора бизнеса в России за 2005 год составил всего 62-65 млн долларов.

Мы провели мини-опрос, выясняя наиболее перспективные направления инвестиций. По мнению большинства участников рынка, как с точки зрения сиюминутной финансовой выгоды, так и с точки зрения работы на перспективу очень привлекательны проекты, связанные с мобильным контентом. Привлекательны для инвесторов и экспорториентированные софтверные компании, офшорное программирование -- благодаря тому, что спрос на их услуги из года в год растет, особенно со стороны западных заказчиков. Вызывают интерес инвесторов сегменты рынка с достаточно небольшим сроком возврата вложенных средств.

Кроме того, привлекательными для инвестиций считаются сектора с высокой добавленной стоимостью -- различные виды консалтинга, разработка специализированных программных решений, аутсорсинг бизнес-процессов и эксплуатации корпоративных ИТ-систем. А вот малопривлекательными для инвестиций считаются такие направления, как дистрибуция и производство оборудования, а также такие отдельные направления, как, например, сетевая интеграция.

Программисты в цене

Наглядным доказательством того, что компания достойна инвестиций, может служить ее интеллектуальный потенциал. Достаточно взглянуть на рост доходов ИТ-компаний, специализирующихся на разработке программных решений, по итогам ушедшего года. Так, например, прирост выручки у Cognitive Technologies за год составил 39%, у R-Style -- 45%, у компании ТЭЛМА -- 48% (в момент подготовки статьи, кстати, появились сообщения о том, что инвесторы по достоинству оценили достижения последней). Есть и вовсе феноменальные результаты. Например "Лаборатории Касперского" удалось увеличить обороты на 80%, а EPAM Systems -- более чем вдвое. В итоге, даже под натиском дистрибуции, этому сектору удалось сохранить прежние позиции. Причем примеры деятельности отдельных компаний вполне достойны тиражирования.

Рассказывает директор по развитию бизнеса российского отделения EPAM Systems Владислав Шершульский: "В 2005 году мы полностью реализовали свои планы, в том числе и стратегические. Мы создали для авиакомпании 'Сибирь' первую в России систему онлайновой продажи авиабилетов и новый корпоративный интернет-сайт. Совместно с ОАО ВНИИАЭС завершили создание первой очереди информационного портала корпоративной информационной системы концерна 'Росэнергоатом'. Мы успешно выполнили заказы таких клиентов, как 'Вымпелком', 'Сибнефть', 'ТНК-ВР' и 'Северсталь'. Кроме того, был реализован ряд крупных проектов для зарубежных компаний -- British Telecom, Reuters, Schlumberger и BEA Systems и др. Мы открыли новые офисы в Санкт-Петербурге, Самаре и Киеве, а также значительно расширили наши офисы в США и Англии".

Наиболее востребованы (читай: генерируют большие финансовые потоки) тяжелые, масштабные решения -- центры обработки и системы хранения данных, серьезные телекоммуникационные проекты. А в ближайшие два года можно ожидать дальнейшего развития технологий, направленных на повышение надежности, кластеризацию, консолидацию серверов, технологий виртуализации и терминальных технологий. Среди таких проектов, например реализованных только компанией "КРОК инкорпорейтед" за последний год, ее генеральный директор Борис Бобровников называет: "запуск в НПО 'Сатурн' самого высокопроизводительного вычислительного кластера среди существующих на промышленных предприятиях России и других стран СНГ; создание отказоустойчивой системы хранения данных МДМ-банка; построение катастрофоустойчивого центра обработки данных ОСАО 'Ингосстрах'; консолидацию приложений на основе блейд-серверов в Центре внедрения 'Протек', а также внедрение системы терминального доступа в страховой компании НАСТА".

Аутсорсинг бизнес-процессов

Среди услуг ИТ-компаний (консалтинг, интеграция, поддержка и обучение) наиболее востребованными оказались услуги поддержки, в частности аутсорсинг. Прирост этого сектора за год составил 57%. Уже 65 компаний из числа участников рейтинга (против 56 в 2004 году) оказывают соответствующие услуги.

Объяснить популярность направления в 2005 году очень просто. Прежде всего это высокая потребность бизнеса в 2004 году в услугах интеграции. Именно тогда наблюдался высокий спрос на интеграционные услуги. Сейчас же идет естественный процесс -- внедренные решения кто-то должен обслуживать. Кроме того, с каждым годом на предприятиях ощущается острая нехватка специалистов, что также усиливает потребность в аутсорсинге.

Действительно, почему именно аутсорсинговые услуги так популярны среди российских компаний? Ведь, как известно, на рынке внедряется больше западных продуктов. И чего проще -- сам разработал систему, сам внедрил, сам и обслуживай. Но, как оказалось, у российских ИТ-компаний здесь есть преимущества. Во-первых, почти все крупные отечественные интеграторы научились качественно внедрять западные системы, предварительно пройдя обучение у разработчиков программных решений. Во-вторых, нельзя забывать о цене. Как правило, услуги отечественных специалистов обходятся заказчику намного дешевле. В-третьих, не последнюю роль играет ментальность российского заказчика: лишний раз раскрывать информацию о себе он не станет, и уж тем более перед западной компанией.

А вот по поводу того, будет ли это направление в деятельности ИТ-компаний и в дальнейшем развиваться такими же темпами, мнения разошлись.

Рассказывает президент консалтинговой группы "Борлас" Алексей Ананьин: "Помимо ставшего уже традиционным ИТ-инструмента повышения инвестиционной привлекательности компании-заемщика -- внедрения ERP-системы, все более актуальным и востребованным становится ИТ-аутсорсинг. Дело в том, что ключевой для инвестора показатель -- выработка на сотрудника -- у большинства российских компаний существенно ниже, чем у западных. Причины не только в относительно невысокой производительности труда, но и в необходимости вести 'натуральное хозяйство', в частности иметь собственную ИТ-службу. Поэтому вполне возможно, что 2006 год станет началом нового для российской ИТ-индустрии тренда, связанного с аутсорсингом как ИТ-продуктов и услуг, так и бизнес-процессов". Кстати, один из первых таких проектов в России -- передача в аутсорсинг эксплуатации и развития информационной системы и некоторых бизнес-процессов -- уже реализован компанией в ушедшем году (совместно с ОАО "Уралкалий" создана аутсорсинговая компания "Сателлит-Сервис").

Тему продолжает директор компании "ТопС Бизнес Интегратор" Феликс Гликман: "Развитие услуг аутсорсинга станет выгодным для ИТ-компаний только в том случае, если появится некая критическая масса клиентов. Здесь ситуация примерно такая же, как с развитием интернет-аудитории для провайдера -- если нет критической массы потребителей, то интернет-сервисы останутся на грани убыточности. Сегодня на российском рынке сталкиваются две тенденции, и пока, похоже, большее развитие получает нетипичная для мирового рынка ситуация -- крупные холдинги формируют собственные ИТ-компании, выделяя ИТ-подразделения в отдельные структуры. Формально эти подразделения самостоятельные, а фактически являются обслуживающими для остальных компаний холдинга. Таких примеров сегодня даже больше, чем примеров проектов по аутсорсингу".

"Железо" под вопросом

Нельзя не отметить прохладное отношение инвесторов к производству оборудования. Третий год подряд это направление в деятельности ИТ-компаний по сравнению с другими сегментами рынка растет вяло. Так, по итогам 2005 года, как уже говорилось выше, его прирост составил 13%. Аналогичные показатели и в 2004 году. А в 2003-м доходы производителей оборудования увеличились всего на 7%. Этим видом бизнеса занимаются лишь 17 участников рейтинга. Российский рынок перенасыщен продукцией западных производителей, и давно понятно, что конкурировать с ними, мягко говоря, сложно.

Впрочем, с надеждой на светлое будущее расстаются не все компании. Так, например, по словам генерального директора Kraftway Алексея Кравцова, "в 2005 году компании удалось сделать качественный скачок в основном для себя бизнесе, сместив акценты в сторону производства продукции под собственной торговой маркой. За год рост объемов производства персональных компьютеров в натуральном выражении составил 14 процентов, а серверов -- 16 процентов. Всего в течение года под торговой маркой Kraftway было поставлено свыше 220 тысяч ПК и 9 тысяч серверов. В целом прошедший год стал знаковым для компании: впервые за все время ее существования продажи на открытом рынке превысили продажи в государственный сектор (55 процентов против 45 процентов), а доля поставок через партнеров возросла более чем вдвое и составила 35 процентов от оборота".

Что касается структуры сектора выпуска оборудования, то наибольшая доля приходится на производителей компьютерного оборудования -- 83% (от объема всего сектора производства оборудования). А доли коммуникационного и офисного оборудования составляют 13 и 4% соответственно.

Основным потребителем оборудования сегодня является государство: треть доходов от всех поставок было получено ИТ-компаниями в госсекторе. Чуть более одной трети производители оборудования заработали, выполняя заказы финансовых институтов и операторов связи, оставшуюся сумму -- в других отраслевых сегментах (см. таблицу 2).