Электрошок по-поволжски

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
8 мая 2006, 00:00

"Самараэнерго" и "Саратовэнерго" устроили своим акционерам пеpвоапpельский сюрприз. Многие не сразу поняли, что это была не шутка

3 апреля стал "черным" понедельником для многих акционеров двух поволжских электроэнергетических компаний. Акции "Самараэнерго" за два дня торгов (3 и 4 апреля) стали стоить в два с половиной раза меньше, а бумаги "Саратовэнерго" за три дня (с 3 по 5 апреля) "полегчали" вдвое (см. график 1 и график 2). Объем торгов по бумагам этих эмитентов на ММВБ (их основная торговая площадка), как в рублевом исчислении, так и по количеству сделок, в те дни просто зашкалил. После столь стpемительного провала 6 апреля биржа приостановила торги по этим акциям на неопределенный срок.

Энергетическая елка

Буквально за две недели до этого ничто, казалось бы, не предвещало беды. В частности, в ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" бумаги "Самараэнерго" приводили в качестве примера акций второго эшелона, по которым во втором квартале можно ожидать 50-пpоцентного роста. "Самараэнерго" действительно является крупнейшей энергокомпанией в Поволжье, а по такому показателю, как эффективность, вообще считается лучшей в отрасли. Саратовская компания -- вторая по активам в этом pегионе. Генерирующие активы обеих компаний должны будут войти в объединенную ТГК-7 -- наряду с Оренбургской и Ульяновской генерирующими компаниями -- и занять там доминирующее положение (см. таблицу).

Собственно, у двух этих компаний были все основания нравиться инвесторам.

Обвал акций стал неожиданностью для многих. Формально его причиной стала плановая реорганизация региональных энергокомпаний. В соответствии с планом реформирования 1 апреля, в выходной день, "Самараэнерго" и "Саратовэнерго" должны были разделиться на генерирующую, сетевую и сбытовую составляющие. Собственно, эти две энергокомпании были далеко не первыми, кто должен был пройти сквозь горнило реструктуризации. Разделение старых АО-энерго всегда сопровождалось снижением цены "базовой" компании, но поскольку под старой маркой оставалось самое дорогое -- генерирующие активы, -- то упавшие было акции постепенно отыгрывали в стоимости. В свое время именно так произошло, например, с "Ростовэнерго" и даже с "голубой фишкой" -- "Мосэнерго".

Однако 3 апреля, в понедельник, многие игроки с ужасом обнаружили, что под старыми брендами АО-энерго на бирже теперь торгуется совсем не то, что они думали! "Самара" и "Саратов" представляли собой лишь сбытовые активы, то есть самую малозначимую часть "старой" компании. Генерация в них больше не входила. По оценкам ведущего аналитика ИК "Баррель" Андрея Зорина, балансовая стоимость "сбыта" в "старых" энергокомпаниях составляла лишь 10% общей балансовой стоимости "Самараэнерго" и 3% "Саратовэнерго". Однако в торговой системе котировки стояли на таком уровне, как если бы выведения дорогих активов не произошло. На сайтах энергокомпаний никакой информации о произошедшем разделении не было. В разделе новостей царила благодать: рассказывалось о конкурсе среди лучших потребителей электроэнергии и о проведенной перед Новым годом "энергетической елке".

"Особый вариант реорганизации 'Самараэнерго' и 'Саратовэнерго' привел к путанице, -- сказал D' аналитик ИК 'Церих' Олег Душин. -- Многие не знали, что под старым брендом выходит не генерирующая компания, как было при реорганизации АО-энерго по базовому варианту реформирования отрасли, а сбытовая". Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская отмечает, что такого резкого падения акций реорганизуемых АО-энерго не было еще ни разу. "Обычно участники рынка заблаговременно начинали выходить из этих акций и бумаги снижались постепенно. Видимо, тут бдительность инвесторов несколько притупилась и они не следили за важными событиями в компании, акции которой находятся у них на руках, за что и поплатились", -- резюмирует аналитик. Скорее всего, разум инвесторов затуманила общая популярность энергетического сектора. С февраля 2006 года он бурно рос, отыгрывая свое отставание от рынка в целом за прошлый год, а поволжская энергетика стала популярнейшим спекулятивным активом.

Ситуация усугубилась тем, что, по плану реформирования энергетики, реорганизация должна была произойти 1 апреля. Однако в этот день по видам деятельности разделилась только "Самараэнерго". "Саратовэнерго" разделилась 3 апреля. Дата разделения и момент фиксации реестра акционеров имеют принципиальное значение. Дело в том, что те инвесторы, которые, по реестру, владели акциями поволжских энергокомпаний до реорганизации, имеют право на получение новых акций всех выделяемых компаний. Вместо одной акции "старого" АО-энерго они должны получить бумаги трех новых выделенных компаний: сбытовой, генерирующей и сетевой. Те же, кто покупал бумаги компаний после, этих акций уже не получат: они покупали бумаги лишь новой сбытовой компании, которая стоит в 10 раз дешевле материнской. Когда закончилось "до" и началось "после", в понедельник мало кто понимал. Невозможно было выяснить и то, в какой момент произошло закрытие реестра и насколько значимо оно с точки зрения изменения структуры собственности компаний. В результате игроки перестали понимать, кто и чем торговал с 3 по 5 апреля -- акциями еще объединенных компаний или уже выделенной, а если выделенной, то с какой балансовой стоимостью.

Энергетический "Титаник"

Началась паника. 3 апреля объем торгов обыкновенными акциями "Самараэнерго" на ММВБ достиг рекордных 17 млн рублей, "Саратовэнерго" -- 10 млн рублей. Сброс бумаг "Самараэнерго" после этого прекратился, а вот "Саратовэнерго" активнее всего продавали 4 апреля -- объем торгов в этот день составил 16 млн рублей (обычный объем торгов по этим бумагам -- 1-2 млн рублей). На трейдерских форумах появились противоречащие друг другу даты реорганизации, обсуждения, кто кому чего теперь должен, -- и ругательства. В частности, "Саратовэнерго" обвиняли в неожиданном переносе даты реорганизации, а ММВБ -- в том, что она не приостановила торги.

На фондовой бирже ММВБ D' заявили, что информация, предоставленная эмитентами о порядке реорганизации, не содержала сведений о предстоящей конвертации акций ОАО "Самараэнерго" и ОАО "Саратовэнерго". В связи с этим у ММВБ не было оснований для прекращения торгов. Официальная информация о проведенной конвертации поступила только 5 апреля, после чего торги и были приостановлены.

В целом же ситуация получилась, мягко говоря, неприятной. "Ошибкой было оставить за новыми дешевыми сбытовыми компаниями бренд старой дорогой компании, не оповестив при этом рынок загодя. Со стороны эмитента и бирж корректно было бы заранее акцентировать на этом внимание и приостановить торги по бумагам еще до реорганизации", -- считает Андрей Зорин из ИК "Баррель". Конечно, цена акций этих компаний потенциально могла упасть гораздо ниже -- в 10 или даже в 30 раз. Этого не произошло, но люди все pавно потеряли большие деньги.

Что касательно акций "Самараэнерго", то проигравшие и выигравшие тут видны сразу. Те, кто продавал эти акции 3 апреля, смогли избавиться от бумаг дешевой сбытовой компании по вполне достойным "старым" ценам. Кроме того, они получают право на долю в новых компаниях -- генерирующей и сетевой, -- когда их акции пройдут регистрацию. А вот те, кто 3 и 4 апреля имел неосторожность купить акции "Самараэнерго", сильно проиграли: они слишком дорого пpиобpели акции дешевой сбытовой компании, при этом бумаг других выделяемых компаний они не получат.

С "Саратовэнерго" все гораздо интереснее. Те, кто на волне общей паники начал сливать ее акции 3 апреля, просчитались: они продавали акции еще объединенной, дорогой компании, а значит, теряли право получить новые акции выделенных компаний. Ну а те, кто купил "Саратов" 3 апpеля, такое право получили. Продавая эти акции уже на следующий день, они к тому же сумели реализовать фактически бумаги дешевой сбытовой части по еще вполне приличной для них стоимости. Эта мутная ситуация для кого-то вполне могла стать хорошей возможностью заработать.

Акции сбытовых компаний, скрывающихся теперь за брендами "Самараэнерго" и "Саратовэнерго", в среднесрочном периоде уже не восстановят ту стоимость, которая была у них до реорганизации. По расчетам Татьяны Бобровской, возможно лишь некоторое восстановление -- в пределах 5-10% от падения. Неудачливым акционерам можно утешаться лишь тем, что те, кто имеет право на акции генерирующих и сетевых компаний, получат их не скоро. "Не стоит ждать, что бумаги новых выделенных компаний появятся через месяц-два. График реструктуризации часто нарушается, стоит вспомнить хотя бы пример 'Мосэнерго', когда с момента реструктуризации до появления на бирже новых акций прошло больше полугода", -- говорит г-н Зорин.

Но и получившим право на бумаги будущих компаний не стоит расслабляться. Акции сбытовых и генерирующих компаний, которые появятся после разделения, будут торговаться недолго: в следующем году, в тот же день 1 апреля, поволжскую энергетику ждет новый этап реформы. "Когда активы 'Самараэнерго' и 'Саратовэнерго' войдут в Волжские генерирующую, сбытовую и сетевую компании, инвесторы, которые дождутся этого, не проиграют", -- говорит Олег Душин. Но РАО "ЕЭС России" имеет смысл задуматься над тем, как впредь не допускать таких подозрительных проколов с информированием акционеров своих дочерних компаний. У аналитиков и так большинство электроэнергетических бумаг имеют рекомендации "продавать". От себя добавим: если не знаете наизусть этапы реформы электроэнергетики и все даты реорганизаций, то чур вас от этой отрасли. Тряхнуть может так, что мало не покажется.