Пламя черного потока

Наука и технологии
Москва, 08.05.2006
«Эксперт» №17 (511)
Уголь можно сжигать вместе с водой. Давняя разработка наших энергетиков стала эффективным заменителем газомазутному топливу в децентрализованных системах производства электричества и тепла. Наибольший интерес к нему проявляют китайцы

"Советская партийно-правительственная делегация во главе с членом ЦК КПСС и министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Борисом Щербиной посетила с деловым визитом Италию". Сообщение Телеграфного агентства Советского Союза в марте 1986 года было по тем временам вполне заурядным. Между тем советская делегация поехала в Италию с совершенно утилитарными целями -- ознакомиться с итальянским опытом приготовления водоугольного топлива (ВУТ) и его сжигания и приобрести лицензию на использование этих разработок.

Нельзя сказать, что итальянцы в это время задавали тон в этой области -- мировыми лидерами были все-таки немцы, канадцы, американцы и японцы. В первую очередь поездка высокой советской делегации была актом политической поддержки -- итальянская компартия находилась тогда на подъеме, в СССР ждали ее победы на предстоящих парламентских выборах и последующей виктории социалистических идей в этой западноевропейской стране. Но был и действительно подходящий повод -- итальянцы к этому времени построили не самый плохой завод по приготовлению водоугольной суспензии на острове Сардиния и научились сжигать ВУТ в энергетических топках местной электростанции.

Технологии подготовки и сжигания ВУТ были разработаны дочерней компанией энергетической корпорации ENI, тогда активно поддерживающей КПИ, и можно было поддержать ее материально, выкупив лицензии на разработки.

Повторение пройденного

Надо отдать должное Борису Щербине -- министру-технократу, человеку, чье имя стало символом развития нефтегазовой отрасли в Восточной Сибири: вместе с собой он взял не просто чиновных приближенных, а специалистов топливно-энергетического комплекса, причем большей частью профессионалов, работающих в угольной отрасли. Щербина был государственным человеком и хотел извлечь из зарубежной поездки не только политические дивиденды.

Рост советской экономики в 70-х -- начале 80-х годов привел к почти неразрешимой проблеме транспортировки углеводородного сырья из Сибири в Центральную Россию. Железная дорога была перегружена. Между тем созданные в 50-60-е годы электростанции в европейской части страны и на Урале работали в основном на сибирском угле. Чтобы решить тупиковую проблему с перевозкой угля, в 1983 году советское правительство приняло план создания разветвленной трубопроводной сети для транспортировки угля в виде водоугольной смеси.

По сути Совмин вернулся к своим же планам двадцатилетней давности. Дело в том, что в конце 50-х годов прошлого столетия ученые столичного ВНИИ "Гидроуголь" и его новокузнецкого отделения уже проводили исследования и по созданию водоугольной суспензии, и эксперименты по ее транспортировке и сжиганию в энергетических котлах, был даже построен специальный испытательный стенд. Правда, тогда интерес к водоугольному топливу был вызван вовсе не транспортными проблемами -- НИОКР должны были решить проблему угольных шламов, образующихся при гидравлическом способе добычи и последующем "мокром" обогащении угля. Гидродобыча стала а

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (511) 8 мая 2006
    Энергетическая стратегия
    Содержание:
    Национальное достояние Европы

    В обмен на доступ к сибирскому газу BASF готов отдать под контроль "Газпрома" половину рынка Германии. Кайф от газовой паузы, которую получает Западная Европа, заставит породниться с "Газпромом" и прочие ее страны

    Обзор почты
    Реклама