Цена удвоения

За прошедший год объем факторинговых операций в России удвоился. Для сохранения таких темпов роста в будущем игрокам рынка придется поступиться рентабельностью бизнеса и научиться работать в условиях жесткой конкуренции

В обозримой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", обнародованным на недавней конференции "Факторинг-2006: доступное финансирование растущему бизнесу", объем бизнеса факторинговых компаний и банков (в дальнейшем будем называть их Факторами) составляет порядка 5,5-5,7 млрд долларов. За 2005 год рынок вырос почти в два раза (см. график 1).

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент -- фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008-го его оборот составит не менее 40 млрд долларов, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

Кто на новенького?

В 2005 году рост рынка был обусловлен наращиванием оборотов, прежде всего компаний, вышедших в 2003 году и ранее, и в последние годы занимающих лидирующие позиции (см. таблицу). По сравнению с прошлым годом рэнкинг первой десятки практически не изменился. Правда, в 2005 году мы учли компанию "Еврокоммерц", которая не вошла в предыдущее исследование в силу специфики своей деятельности (см. Краткая методология).

Тенденция увеличения числа Факторов, зафиксированная в нашем предыдущем исследовании, получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализированные факторинговые компании. Если на начало 2005 года факторингом, по нашим расчетам, основанным на данных ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец года таковых было уже 110. Тем не менее рынок все еще остается высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005 года осталась на уровне 86% (см. график 2).

В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке. Во-первых, новичкам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК, по признанию самих участников рынка, потребители не знают (см. график 3). "В 2005 году мы сделали акцент на развитие в регионах, -- говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. -- К концу 2005 года девять региональных филиалов банка осуществляли факторинговую деятельность самостоятельно (задолженность учитывалась на балансе филиалов), и восемь филиалов предоставляли услуги через московский офис, выполняя агентские функции. Как показал опыт, 'самостоятельные' филиалы работают более эффективно, поэтому со временем мы собираемся все филиалы перевести на самостоятельную работу". Сегодня доля филиалов в портфеле предоставленного финансирования в счет уступленных банку денежных требований составляет 15%. К концу 2006 года "Промсвязьбанк" намерен увеличить эту долю до 30%, к концу 2007-го -- до 50%.

Во-вторых, не менее важно и то, что факторинговый бизнес -- высокотехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов. "Ажиотаж и желание получить быструю прибыль привлекают на рынок новых игроков. Однако не все компании в состоянии правильно оценить риски, -- говорит Григорий Карповский, генеральный директор факторинговой компании 'Еврокоммерц'. -- Этап эйфории скоро пройдет, следствием станет этап невозвратов".

Действительно, если в 2004 году несвоевременное поступление денежных средств было зафиксировано по 7,8% сделок от общего объема, то в 2005-м -- уже по 11,6%. Тенденция на рынке товарного кредита сейчас такова, что платежная дисциплина дебиторов ухудшается. Впрочем, это нормально и не должно никого пугать. В ближайшем будущем доля просроченной задолженности будет только увеличиваться. Это связано с усилением конкуренции среди поставщиков: чем она выше, тем на большие объемы просроченной задолженности кредиторы будут закрывать глаза. Дебиторы же используют сложившуюся ситуацию в своих целях, как любые рациональные экономические субъекты.

Постепенно снижается маржа Факторов. За 2005 год абсолютные значения вознаграждения Факторов увеличились примерно на 80%, уступленная дебиторская задолженность -- на 80-90%, в то время как финансирование под уступку денежных требований -- на 110-120%. Похоже, что этап получения сверхприбыли на факторинговом рынке закончился. И в дальнейшем маржа Факторов будет уменьшаться, в том числе и под давлением возрастающей конкуренции. Такая тенденция не только затормозит выход новых, но и, скорее всего, приведет к уходу части действующих игроков. Прежде всего, это касается банков, которые вышли на рынок факторинга потому, что на нем более привлекательные процентные ставки, чем ставки по кредиту. Останутся те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денежного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно: страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не означает, что рынок вступил в фазу насыщения -- его потенциал далеко не исчерпан. Просто его структура и параметры меняются на глазах.

Ближе к Европе

Всего за пять-шесть лет интенсивного развития отечественный рынок стал заметен даже на фоне куда более продвинутых рынков европейских. Конечно, пока Россия достаточно сильно отстает от них -- как в относительном, так и в абсолютном выражении. Однако по сравнению с другими финансовыми рынками (страхование жизни, банковское кредитование, коллективные инвестиции) позиции отечественных компаний совсем небезнадежны. В России доля факторинга в ВВП составила в 2005 году 0,9%. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы этот показатель колеблется от 1 до 1,5%. Так что отечественные Факторы имеют реальные шансы стать крупными игроками в Восточной Европе.

Все больший интерес к нашему рынку проявляют влиятельные иностранные игроки. Во многих странах мира (в особенности в Центральной и Восточной Европе) факторинговая индустрия переживает стадию роста. Объем международного рынка факторинга в 2004 году составил 860 млрд евро и увеличивался на 11-13% ежегодно. Однако по сравнению с Россией такие темпы роста кажутся более чем умеренными. Именно поэтому отечественный рынок становится все более привлекательным для иностранных Факторов. Их главное конкурентное преимущество -- мощные финансовые ресурсы, недоступные пока для подавляющего большинства российских компаний.

Вместе с тем экспансия иностранного капитала на отечественный факторинговый рынок сопряжена с определенными проблемами. Немаловажным обстоятельством, затрудняющим выход иностранных участников, является специфика операционной деятельности факторинговых компаний в России и за рубежом. Различия в законодательной базе, налоговом учете, бизнес-культурах и в ведении бизнеса как такового могут существенно осложнить деятельность иностранной компании в российских условиях. Поэтому покупка иностранцами уже существующих и успешно работающих отечественных Факторов представляется наиболее вероятным сценарием развития в ближайшие годы.

Методы и информация

Оценки показателей российского рынка факторинга основаны на данных, предоставленных 13 банками и 6 факторинговыми компаниями. По нашим оценкам, приславшие анкеты банки и факторинговые компании, -- это практически все значимые участники рынка факторинга. Совокупные данные по рынку были получены методом экстраполяции на основе предоставленных анкет, публичной информации (в том числе статистики ЦБ) и экспертных опросов.

В рэнкинге Факторов 2005 года участвует компания "Еврокоммерц". В рэнкинг 2004 года она не попала из-за возникших сложностей учета ее показателей, обусловленных спецификой деятельности компании. В прошлом году "Еврокоммерц" работала на основе партнерства с рядом крупных банков: ТрансКредитБанком, "Стройкредитом", Международным Московским банком, Национальным банком "Траст", Всероссийским банком развития регионов. Компания осуществляла агентские (привлечение клиентов) и факторинговые функции (управление дебиторской задолженностью и страхование связанных с ней рисков). Банки-партнеры финансировали клиентов под уступку дебиторской задолженности. При этом часть банков выступала в рэнкинге как отдельные Факторы. За 2005 год компания "Еврокоммерц" предоставила данные по всей группе в целом.

Исследование по факторингу на сайте "Эксперт РА"