Цена удвоения

За прошедший год объем факторинговых операций в России удвоился. Для сохранения таких темпов роста в будущем игрокам рынка придется поступиться рентабельностью бизнеса и научиться работать в условиях жесткой конкуренции

В обозримой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", обнародованным на недавней конференции "Факторинг-2006: доступное финансирование растущему бизнесу", объем бизнеса факторинговых компаний и банков (в дальнейшем будем называть их Факторами) составляет порядка 5,5-5,7 млрд долларов. За 2005 год рынок вырос почти в два раза (см. график 1).

Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент -- фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008-го его оборот составит не менее 40 млрд долларов, а это уже сопоставимо с показателями европейских стран.

Кто на новенького?

В 2005 году рост рынка был обусловлен наращиванием оборотов, прежде всего компаний, вышедших в 2003 году и ранее, и в последние годы занимающих лидирующие позиции (см. таблицу). По сравнению с прошлым годом рэнкинг первой десятки практически не изменился. Правда, в 2005 году мы учли компанию "Еврокоммерц", которая не вошла в предыдущее исследование в силу специфики своей деятельности (см. Краткая методология).

Тенденция увеличения числа Факторов, зафиксированная в нашем предыдущем исследовании, получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализированные факторинговые компании. Если на начало 2005 года факторингом, по нашим расчетам, основанным на данных ЦБ РФ, занимались 84 банка, то на конец года таковых было уже 110. Тем не менее рынок все еще остается высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005 года осталась на уровне 86% (см. график 2).

В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке. Во-первых, новичкам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК, по признанию самих участников рынка, потребители не знают (см. график 3). "В 2005 году мы сделали акцент на развитие в регионах, -- говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. -- К концу 2005 года девять региональных филиалов банка осуществляли факторинговую деятельность самостоятельно (задолженность учитывалась на балансе филиалов), и восемь филиалов предоставляли услуги через московский офис, выполняя агентские функции. Как показал опыт, 'самостоятельные' фили

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (511) 8 мая 2006
    Энергетическая стратегия
    Содержание:
    Национальное достояние Европы

    В обмен на доступ к сибирскому газу BASF готов отдать под контроль "Газпрома" половину рынка Германии. Кайф от газовой паузы, которую получает Западная Европа, заставит породниться с "Газпромом" и прочие ее страны

    Обзор почты
    Реклама