"Аэрофлот" ставит на Airbus

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
15 мая 2006, 00:00

В борьбе за господство на российском рынке авиатехники европейский концерн обошел американцев

Совет директоров "Аэрофлота" обсудил ход объявленного более года назад тендера на закупку 22 дальнемагистральных самолетов на сумму около 3 млрд долларов. Принято было предварительное решение рекомендовать собранию акционеров остановить выбор на лайнере Airbus A-350. По словам замгендиректора "Аэрофлота" Льва Кошлякова, теперь необходимо дождаться директивы государства (ему принадлежит 50,17% акций компании), чтобы провести голосование на общем собрании акционеров, которое состоится этим летом. Впрочем, уже не осталось никаких сомнений в том, что контракт на 3 млрд долларов достанется европейскому концерну. Об этом в конце апреля в Томске на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель обмолвился президент России Владимир Путин. После выступления президента EADS (контролирует 80% капитала Airbus) Томаса Эндерса о новых предложениях по сотрудничеству с российским авиапромом глава российского государства заявил буквально следующее: "Нам тоже есть чем вас порадовать". Как сообщили потом "Эксперту" представители немецкой делегации, Владимир Путин ясно дал понять, что закупка самолетов Airbus нашим национальным перевозчиком -- дело решенное.

Ва-банк

Еще три месяца назад европейцы могли только мечтать о победе Airbus в тендере "Аэрофлота". Все указывало, что выиграть конкурс должен Boeing, предложивший нашей авиакомпании свой новый широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Boeing 787. По заявленным техническим и эксплуатационным характеристикам эта модель мало чем отличается от Airbus A-350. Ни A-350, ни Boeing 787 пока не существуют, их разработка началась всего три-четыре года назад. Тем не менее известно, что новый американский самолет рассчитан на перевозку 250290 пассажиров и стоит он от 132 до 150 млн долларов. Относительно низкая цена самолета объясняется тем, что он почти наполовину будет состоять из композитных материалов (сверхпрочных углепластиков, кевлара и проч.). Европейский A-350 немного больше и дороже своего заокеанского конкурента. Предполагается, что европейский лайнер сможет брать на борт 250300 пассажиров и обойдется покупателям в 150160 млн долларов. И если Boeing 787 начнет поступать в парки авиакомпаний уже в 2008 году, то A-350 -- только в 2010-м. Именно это -- обещание американской корпорации начать выпуск новых самолетов раньше конкурентов -- давало Boeing 787 существенное преимущество в аэрофлотовском тендере. На мировом рынке практически не осталось современных широкофюзеляжных самолетов приемлемого качества, тогда как спрос на них постоянно увеличивается. В "Аэрофлоте" проблема пополнения парка стоит особенно остро. Как заявил "Эксперту" генеральный директор компании Валерий Окулов, к 2010 году "Аэрофлоту" необходимо приобрести не менее 130 новых самолетов, что позволит увеличить долю внутреннего рынка до 3040%. Но получить новые машины в столь короткий срок негде. По словам господина Окулова, "был небольшой шанс приобрести лайнеры, которые лизинговые компании отбирали у обанкротившейся бразильской авиакомпании Varig, но их буквально в считанные дни разобрали азиаты". Поэтому неудивительно, что "Аэрофлот", не колеблясь, оплатил места в графике заказов на Boeing 787 и в феврале этого года предложил совету директоров включить эту модель в программу развития парка авиакомпании (решение не принято, документ отправлен на доработку). Для Airbus проигрыш в тендере "Аэрофлота" означал бы стратегическое поражение в борьбе с Boeing за господство на нашем рынке. В прошлом году российские авиакомпании закупили всего четыре самолета Airbus против 35 лайнеров Boeing. Проиграй Airbus в аэрофлотовском тендере, о самом доходном сегменте российского рынка Airbus мог бы забыть лет на эдак на двадцать. Понятно, что европейцев такое положение вещей не устраивало ни при каких обстоятельствах, и Airbus пошел ва-банк.

В конце февраля старший вице-президент европейского концерна Аксель Крайн предложил российскому правительству новую программу сотрудничества, в соответствии с которой наши заводы и КБ смогут заработать почти 25 млрд долларов. Прежде всего речь идет об участии российских предприятий в конструкторских и производственных работах по созданию нового европейского дальнемагистрального самолета A-350 на условиях разделения рисков. Доля России в этом проекте может составить 5%. Помимо этого Airbus предложил нам заняться проектом конвертации пассажирских самолетов семейства A-320 в грузовые. Здесь наша доля составит уже 50%. Наконец, нашей стране предложено равноправное партнерство при создании самолетов Airbus новых поколений -- начиная с выбора идеи, разработки, производства лайнеров и до совместного распределения прибыли. При этом все действующие программы Airbus с российским авиапромом будут продолжены, а оборот по ним увеличен до 110 млн долларов в год.

Приехавший в апреле в Томск глава EADS Томас Эндерс не только подтвердил все предложения, сделанные г-ном Крайном, но и лично пообещал Владимиру Путину приложить все усилия для воплощения давней мечты экс-канцлера Германии Герхарда Шредера о вхождении российских авиастроительных предприятий в капитал EADS. В этих условиях даже спешно организованный блиц-визит в Москву президента Boeing Джеймса Макнирни изменить ситуацию уже не мог. Господин Макнирни подписал соглашение с корпорацией "ВСМПО-Ависма" о создании совместного предприятия для обработки штампованных изделий из титана. Стороны внесут в СП по 30 млн долларов. Правда, ни планируемый объем выручки СП, ни рентабельность производства в Boeing сообщить не смогли. Тем не менее простой подсчет показывает, что для России программа сотрудничества с Airbus намного выгоднее, чем с Boeing. Но это вовсе не означает, что российский рынок закрывается для американского авиагиганта. По словам вице-президента Boeing по продажам в СНГ Крейга Джонса, его компания ведет переговоры о продаже Boeing 787 еще как минимум с двумя (помимо "Аэрофлота") российскими авиакомпаниями. Влияние государства на закупочную политику этих авиаперевозчиков минимально, поэтому, по словам г-на Джонса, можно ожидать, что в России в самом ближайшем будущем будет продано 1518 лайнеров Boeing 787.