Красочные перспективы

Спецвыпуск
Москва, 15.05.2006
«Эксперт» №18 (512)
Успешный рост компании "Гамма" связан с инновациями в ассортименте, грамотной системой продаж и воспитанием собственного потребителя

Рынок арт-материалов и красок для творчества в нашей стране характеризуется высокой концентрацией. Львиная доля -- порядка 70% -- принадлежит трем отечественным производителям, известным еще с советских времен: ярославскому заводу "Луч", московской "Гамме" и питерскому заводу художественных красок "Невская палитра". В последние несколько лет стали появляться новые игроки: и производители красок, и крупные дистрибуторы канцелярских товаров, такие как "Комус", ProBuro, выпускающие продукцию под собственными брендами, размещая заказы на различных производствах. Судьба новых марок складывается по-разному: иные остаются на рынке лишь по нескольку месяцев, иные же находят своего потребителя и, возможно, со временем смогут составить конкуренцию лидерам.

Впрочем, один из лидеров, компания "Гамма", уступать своих позиций не собирается. На сегодня самая динамичная компания на рынке -- ее рост составляет порядка 40% при среднерыночном росте около 20% (см. график), -- она регулярно запускает новые продукты и осваивает новые сегменты. В прошлом году оборот компании составил больше 20 млн долларов. Максим Селезнев, генеральный директор ProBuro, одного из крупнейших операторов, продающих краски "Гаммы", говорит: "Их продукция имеет высокие потребительские свойства, хорошо продается, не случайно мы разместили производство своей торговой марки Boom на их мощностях".

Кризис во благо

Еще с советских времен памятны выпускаемые заводом "Мосбытхим", который впоследствии и стал "Гаммой", акварельные краски для детей, знаменитые чернила "Радуга" и гуашь для канцелярских целей. С этим ассортиментом компания и вошла в рыночные отношения. В сегодняшнем ассортименте "Гаммы" -- детская акварель, весь спектр товаров для профессиональных художников и товары для домашних занятий декором. Генеральный директор компании Инна Овсянникова рассказывает, что во время перестройки у компании была практически монополия на производство детских красок -- доля рынка составляла почти 80%. Тогда стали появляться импортные продукты, но "Гамму" как раз выручил мировой тренд создания детской акварели. Он не был похож на наш: за рубежом краски для детей делали очень сухими и твердыми, такими спрессованными кирпичиками, а отечественные юные потребители привыкли к мягким краскам в кюветах. Рынок в тот момент складывался очень хаотично: появлялись и исчезали новые компании, посредники, дилеры. "В результате, будучи лидером, 'Гамма' расслабилась -- недостаточно работала над ассортиментной линейкой, формированием сети сбыта. И стала стремительно терять свою долю рынка", -- вспоминает Овсянникова. В это время в стране появились качественные западные продукты, которые смогли завоевать примерно 20% рынка, захватив весь премиум-сегмент. Покупателя, желающего сэкономить, находил импорт из Южно-Азиатского региона, неплохо развивались и некоторые российские производители: завод художественных красок в Санкт-Петербурге и ярославский "Луч". За несколько лет "Гамма" сильно сдала свои позиции, потеряв десятки пр

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (512) 15 мая 2006
    Послание президента
    Содержание:
    Все государства делают это

    В послании президента тезисно предъявлены основные положения "доктрины Путина", и теперь можно более осмысленно ответить на вопрос, как далеко российская власть готова зайти в отстаивании национальных интересов

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама