Новые приключения невыполнимых

Культура
Москва, 15.05.2006
«Эксперт» №18 (512)

Секретный агент Итан Хант (Том Круз) прикован к металлическому стулу. Напротив с заклеенным ртом в аналогичном положении стонет миловидная особа. Пухлый блондин с усталым взглядом и пистолетом в руке считает до десяти. За это время герой Тома Круза должен выдать местонахождение "кроличьей лапки" (это что-то типа чаши Грааля для крестоносцев -- никто не знает, как она точно выглядит и что с ней делать, но все готовы за нее пасть порвать). Не выдаст -- его подругу и, как мы узнаем позднее, жену застрелят. Выдаст -- какой же он тогда суперагент? Так, лопух. С первых же кадров только что вышедшей в российский прокат ленты "Миссия невыполнима-3" - невозможный этический выбор, жутко экзистенциальная ситуация. Оружие, кровь, красавица в муках. Это не завязка, но затравка, которая хронологически располагается ближе к финалу и повторяется минут за пятнадцать до конца картины.

Известно, что по законам боевика герой должен фактически умереть, чтобы потом воскреснуть, то есть оказаться там, куда Макар телят не гонял, спуститься в царство мертвых, а затем ловко оттуда выбраться, убить "дракона" и попутно спасти свою девушку и все человечество. Поэтому за Круза не страшно. Он-то справится, как справлялся в первом фильме "Миссия невыполнима" (Брайан де Пальма, 1996) и его сиквеле "Миссия невыполнима-2" (Джон Ву, 2000).

Продолжение псевдобондовских приключений эксплуатирует формальные находки первых двух фильмов. Нет, вертолет не залетает в туннель, но на тросе тут спускаются с необычайной ловкостью, замирая в сантиметрах от земли, что отлично пародировалось в "Шреке", а уж латексными масками, дублирующими людей без всякого клонирования, орудуют на загляденье. Три великих похода Круза с компанией ровно раскиданы по двум с гаком часам этой нескучной киноленты. В начале фильма -- штурм заброшенной берлинской фабрики. В середине горстка храбрецов совершает дерзкое похищение оружейного дилера почему-то из Ватикана. А в конце, чуть не слетев с тарзанки, донельзя взволнованный, но не утративший ни грана профессионализма супермен с пользой для дела проникает в тщательно охраняемый шанхайский небоскреб. В промежутках: любовь, умильные споры с партнерами по опасному занятию, мелкие и крупные неприятности на службе.

Поскольку Том Круз выступает сопродюсером всех этих "Миссий", то он уж постарался выставить себя в максимально выгодном свете, низведя остальных актеров до уровня статистов, не играющих роли, а обозначающих характеры. Винг Реймс мельтешит подручным добряком, Лоуренс Фишберн матрициально скалит зубы, нервно-порочная звезда "Матчпойнта" Джонатан Рис-Майерс превратился в покладистого паренька. Зато главный злодей -- в исполнении Филиппа Симура-Хофмана -- беззастенчиво крадет у Круза все сцены и выглядит не сумасшедшим садистом, а местами симпатичным крепким хозяйственником. На таких, можно сказать, экономика держится. А фильм держится на коллективном заблуждении, что Том Круз велик, и на действительно великой музыке аргентинца Лало Шифрина из сериала "Миссия невы

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (512) 15 мая 2006
    Послание президента
    Содержание:
    Все государства делают это

    В послании президента тезисно предъявлены основные положения "доктрины Путина", и теперь можно более осмысленно ответить на вопрос, как далеко российская власть готова зайти в отстаивании национальных интересов

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама