Тоньше некуда

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
15 мая 2006, 00:00

Российский рынок ноутбуков растет не только количественно, но и качественно. Компактные компьютеры теперь создаются с учетом типов пользователей

Основа любого мобильного офиса -- легкий и компактный персональный компьютер под названием ноутбук -- во всем мире, в том числе и в России, пользуется все большей популярностью. Динамика продаж удивляет даже оптимистов: недавно исследовательская компания IDC опубликовала данные, согласно которым в прошлом году у нас в стране было продано рекордное за всю историю число ноутбуков -- 1,2 млн штук. Это на 84% больше, нежели в 2004 году, в то время как сбыт настольных ПК за тот же период вырос всего на 19%, немногим превысив 5 млн штук.

"Столь стремительный рост сбыта ноутбуков в России связан с тем, что отечественный рынок еще не насыщен этой техникой, как, скажем, в Европе или Америке, -- говорит Юрий Голдаев, аналитик компании IDC по рынку персональных компьютеров. -- И так же, как за границей, все больше людей у нас стремится приобрести эти легкие и мобильные компьютеры вместо громоздких стационарных ПК".

Двухъядерная революция

Помимо количественного роста российский рынок ноутбуков переживает серьезную качественную трансформацию. Прежде всего, как и в других видах компьютерной техники, в ноутбуках стремительно растет производительность и другие технические параметры. В частности, очередную "революционность" в технологию внес новый процессор Intel Core Duo.

Его особенность состоит в том, что процессор имеет двухъядерную основу, за счет которой производительность "сердца" мобильного ПК резко возрастает. Представители Intel отмечают, что главное преимущество их новой разработки в том, что мобильные компьютеры с Core Duo могут использоваться для одновременного выполнения сразу нескольких задач. Например, на ноутбуке можно осуществлять сложные инженерные расчеты с помощью производительной программы или играть в реалистичную компьютерную игру, а в это время тот же ноутбук будет скачивать музыку или фильм из интернета либо сканировать компьютер на наличие в нем вирусов. Кроме того, преимущество нового процессора еще и в том, что он потребляет заметно меньше энергии, и за счет этого ноутбук может работать в автономном режиме существенно дольше, что важно для любого потребителя.

Крупнейшие производители ноутбуков уже приступают к выпуску новых моделей на базе этого прогрессивного процессора. Так, Toshiba начинает продажи своего нового ноутбука Qosmio G30, который (в том числе благодаря использованию процессора Intel Core Duo) сейчас может претендовать на звание самого мощного мобильного компьютера. Его главная особенность -- широкие мультимедийные возможности. Например, в компьютер встроен тюнер, который позволяет принимать телесигнал высокой четкости (HDTV). Более того, дополнительный ТВ-тюнер может записывать телевизионную программу в память ноутбука в тот момент, когда владелец смотрит другую телепередачу (ожидаемая цена в России -- около 3 тыс. долларов).

Не отстает от Intel и его главный конкурент -- AMD. Буквально в эти дни компания тоже представляет новый продукт для ноутбуков -- серию двухъядерных процессоров AMD Turion 64 X2. По заявлениям представителей компании, новые процессоры также отличаются более высокой производительностью и пониженным энергопотреблением. Ожидается, что модели ноутбуков на базе нового мобильного процессора появятся уже до конца нынешнего года.

Все -- по классам

Сейчас ноутбуки не только совершенствуются технически, но и все более отчетливо делятся по классам в зависимости от области применения. "Развитие ноутбуков чем-то напоминает сегмент мобильных телефонов, -- поясняет Григорий Низовский, коммерческий директор российского представительства международной компании Acer. -- Если раньше сотовые телефоны внешне выглядели однообразно и использовались исключительно по прямому назначению -- передавали голосовую информацию, то сейчас рынок мобильников пестрит моделями, которые могут фотографировать, проигрывать музыку либо адресованы в основном молодежи, женщинам или бизнесменам. То же самое происходит с ноутбуками. Еще в прошлом году в России их обычно покупали, чтобы заменить настольный ПК дома или на работе. Сегодня же мы видим, что перечень задач для ноутбуков расширяется, и в зависимости от этого появляются отдельные классы моделей".

Так, маркетологи говорят о нескольких ярко выраженных видах ноутбуков, которые различаются прежде всего по типам пользователей. По-прежнему динамично развивается класс "Замена настольного ПК" (Desktop Replacement). Такие модели достаточно тяжелы (до 4 кг) и габаритны (имеют экран с диагональю 17 дюймов), зато по производительности не уступают мощным настольным компьютерам. С помощью подобных ноутбуков можно производить сложные расчеты, создавать чертежи в инженерных программах, редактировать видеофильмы и т. д. Особо можно выделить такие новинки, как HP Compaq nx82220 (цена -- 2,1 тыс. долларов) и Asus A6Q00Jа (1,8 тыс. долларов). Отличие последней модели состоит в том, что она создана на основе уже упомянутого двухъядерного процессора Intel Core Duo и к тому же имеет встроенную 1,3-мегапиксельную фотокамеру. Так что с помощью такого ноутбука можно делать еще и среднего уровня фотографии.

Другой популярный тип ноутбуков -- модели класса "Тонкие и легкие". Здесь главная "фишка" -- компактность и малый вес. Тонкие и легкие ноутбуки толщиной со спичечный коробок весят не более 2 кг. Их хорошо брать в дорогу и использовать, скажем, в зале ожидания аэропорта или в поезде. Причем тонких и легких ноутбуков становится все больше, а писк моды в этой нише -- корпус из прочного и легкого углеродного волокна (карбона), который и функционален, и смотрится довольно стильно. Яркий пример -- один из последних ноутбуков Sony, модель Vaio TX2 (стоит около 2,5 тыс. долларов). Несмотря на то что весит он всего 1,2 кг, компьютер оснащен достаточно большим экраном (11,1 дюйма по диагонали) и мощным процессором Pentium M 740. Но главное, аппарат имеет совершенно выдающуюся батарею, а значит, и продолжительность автономной работы -- до 7,5 часа!

Другой интересный сегмент рынка ноутбуков -- субноутбуки: модели, которые имеют совсем маленькие размеры, граничащие с габаритами карманных компьютеров, и весят до 0,8 кг. Они скорее похожи на папку для бумаг, и благодаря этому подобные модели удобно брать с собой куда угодно. Правда, есть и недостаток -- относительно небольшая диагональ экрана. А настоящий переворот на рынке субноутбуков сейчас готовит Samsung. Как сообщили "Эксперту" в представительстве компании, в июне в России начнутся официальные продажи последней суперкомпактной новинки -- Samsung Q1. Весит этот аппаратик всего 779 г, но главное -- имеет необычный внешний вид. У нового ноутбука нет привычной клавиатуры: при необходимости она появляется на сенсорном дисплее с семидюймовой диагональю -- и за счет этого компьютер стал еще меньше, чем прежние модели (ожидаемая цена -- 0,9-1,2 тыс. долларов).

Наконец, еще один быстроразвивающийся тип ноутбуков -- модели бизнес-класса. Такие компьютеры делаются максимально производительными и одновременно компактными. Достаточно распространенное решение -- планшетный корпус. Экран разворачивается на 180° и кладется "спиной" на клавиатуру, что позволяет с удобством использовать его, скажем, в дороге. Производители таких ноутбуков сейчас стараются привлекать клиентов дополнительными функциями. Например, в новом ноутбуке Acer Travel Mate 8200 (цена -- 2,5 тыс. долларов) есть встроенный микрофон и веб-камера для проведения сеансов конференц-связи. Большое внимание здесь уделяют также безопасности хранения информации: в процессе работы специальная система автоматически шифрует конфиденциальные файлы, воспользоваться которыми без особого ключа посторонние не смогут.

Кто кого съест?

Специалисты утверждают, что на российском рынке рост продаж ноут-буков в ближайшие годы сохранится. При этом существенно усилится соперничество между различными производителями, что может привести к корректировке цен.

"В последе время конкуренция в сегменте ноутбуков стала очень жесткой, -- говорит Константин Исаакян, руководитель отдела мобильных компьютеров представительства Samsung в России. -- От этого уже пострадали, в частности, российские производители, которые практически вытеснены с рынка зарубежными игроками. Мы не исключаем, что в ближайшее время среди производителей этой техники произойдут громкие слияния, поглощения или даже банкротства. Впрочем, потребителям рост конкуренции только на руку -- цены на ноутбуки, вероятнее всего, продолжат снижаться".