Дверь хлопнула громко

Гамлет Матевосян
22 мая 2006, 00:00

Партийная коалиция, сформировавшая в мае 2003 года нынешнее правительство Армении, лишилась одного из участников. Не исключено, что страна втягивается в политический кризис, который может завершиться сменой власти

Поздно вечером 11 мая партия "Оринац Еркир" объявила о выходе из правительственной коалиции, а 12 мая ее лидер Артур Багдасарян подал в отставку с поста спикера парламента Армении. Этот шаг одной из трех партий (Республиканская партия, "Оринац Еркир" и "Дашнакцутюн"), подписавших в мае 2003 года после парламентских выборов меморандум об образовании коалиции и распределении портфелей в правительстве и парламенте, в Армении склонны расценивать как неофициальный старт предвыборной гонки. Весной 2007 года в стране должны пройти очередные парламентские выборы, а в 2008-м -- президентские. Только старт получился какой-то несуразный.

Повод для разрыва

О вероятности выхода "Оринац Еркир" из правящей коалиции поговаривали давно. Партия хотя и вошла в коалицию, частенько, явно играя на публику, выражала малосущественное, но особое мнение по различным вопросам. Прогнозы наблюдателей в отношении пребывания партии в коалиции начали стремительно реализовываться в апреле, когда Артур Багдасарян призвал своих однопартийцев проголосовать против утверждения правительственного отчета о приватизации за 2001─2003 годы, якобы из-за допущенных многочисленных нарушений. Призыв лидера произвел неожиданный эффект: из двадцати одного члена фракции его поддержали всего шестеро.

Следующей акцией стало интервью Артура Багдасаряна, данное немецкой газете Frankfurter Allgemaine Zeitung 19 апреля, где он, в частности, заявил о необходимости вступления Армении в НАТО и другие европейские структуры. "Будущее Армении не в союзе Россия─Белоруссия, а в НАТО и ЕС, и Россия не должна стоять на нашем пути в Европу", -- сказал он журналисту. Президент Армении Роберт Кочарян вынужден был официально дистанцироваться от высказываний спикера парламента, заявив, что они не отражают курс администрации, и потребовать от политика объяснений.

Багдасарян, похоже, только этого и ждал. Смысл его высказывания сводился к следующему: если президент Кочарян посчитает разногласия с "Оринац Еркир" серьезными, партия не колеблясь выйдет из правящей коалиции, что и произошло 11 мая.

И тут начались странности, приведшие практикующих политиков и наблюдателей в замешательство: произошел исход из фракции "Оринац Еркир" депутатов-бизнесменов, прошедших в Национальное собрание по спискам партии, и даже "урожденных" партийцев.

Выход из фракции десяти бизнесменов в Ереване объясняют и давлением на них президентской администрации, и тем, что руководство "Оринац Еркир" заломило слишком высокую цену за партийную поддержку на грядущих парламентских выборах. По сведениям армянского интернет-сайта Panorama.am, стоимость депутатского мандата поднята с 100─120 тыс. до 450─500 тыс. долларов. Разногласия между президентом и спикером послужили предпринимателям-парламентариям лишь формальным поводом для разрыва отношений с партией, которая отказалась от власти.

Фактор ухода из власти, кстати, кажется наиболее обоснованным мотивом. Ведь именно нежелание терять власть побудила министра градостроительства Арама Арутюняна, министра культуры Геворка Геворкяна и даже сопредседателя "Оринац Еркир" министра образования и науки Серго Ерицяна заявить о выходе из партии.

Таким образом, пока видимым результатом демарша Багдасаряна стало то, что фракция его партии в парламенте "усохла" до девяти человек.

Самострел или так задумано?

Результат ошеломляющий. С учетом того, что внятных и достойных доверия объяснений партия "Оринац Еркир" не дала, у сторонних наблюдателей мнения разошлись. Одни считают, что партийное руководство совершило довольно серьезные тактические ошибки. Другие склонны видеть в этом тонкий расчет. Председатель оппозиционной партии "Демократическая Родина" Петрос Макеян, например, увидел подготовку к смене власти. Причем многоходовку задумали в администрации президента, а Багдасарян -- марионетка, выполняющая спущенный сверху план. По словам Макеяна, рассорившись с "Оринац Еркир", власти пытаются восстановить оппозиционный рейтинг Багдасаряна, известного своим популизмом, и взять под контроль оппозиционно же настроенную часть электората.

Сейчас самым существенным становится вопрос о вероятности проведения внеочередных парламентских выборов

Депутат парламента от оппозиционного блока "Справедливость" Григор Арутюнян тоже полагает, что происходящее "всего лишь умело разыгрываемая инсценировка". Но этого недостаточно, чтобы оппозиция приняла партию "Оринац Еркир", говорит он. Впрочем, председателю также оппозиционной партии "Национальное единение" депутату Арташесу Гегамяну достаточно, чтобы ренегат публично раскаялся, и он примет Багдасаряна в ряды оппозиции.

Есть в Армении и такие политики, которые в действиях Багдасаряна увидели сходство с политическим маневрированием, предпринятым в свое время нынешним президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Покинув непопулярную в Грузии партию власти, Саакашвили стал центральной фигурой оппозиции и с триумфом вернулся во власть.

Хитро, но, по мнению председателя оппозиционного Национально-демократического союза (НДС) депутата Вазгена Манукяна, между спикером Артуром Багдасаряном и символом "революции роз" Михаилом Саакашвили схожего только рост.

Досрочных выборов пока не будет

О действительной подоплеке громкого разрыва "Оринац Еркир" с властями, видимо, станет известно лишь из мемуаров Багдасаряна, если когда-нибудь он их напишет. Сейчас же в результате его действий самым существенным становится вопрос о вероятности проведения внеочередных парламентских выборов. Секретарь оппозиционной парламентской фракции блока "Справедливость" Виктор Даллакян, в частности, заявил, что в создавшейся ситуации президент должен распустить парламент и отправить правительство в отставку. Формально он прав -- из трех партий коалиции одна ушла, кризис налицо. Однако при более внимательном исследовании расстановки сил в парламенте Армении становится очевидным, что радикальным образом ничего не изменилось. Может, правы те, кто подозревает Багдасаряна в заказушном лицедействе?

У оставшихся в коалиции Республиканской партии и "Дашнакцутюн" на двоих 50 мест в парламенте. Провластные Объединенная трудовая партия и Депутатская группа "Народный депутат" имеют 22 мандата. Независимых депутатов в армянском парламенте насчитывается 17 человек, из которых 14 поддерживают президента. Таким образом, нынешнее правительство с достаточно большой долей уверенности может опереться на 86 депутатов из 131. К тому же бизнесмены-депутаты, по личным соображениям покинувшие "Оринац Еркир" и пока ни к кому не примкнувшие, скорее всего, выберут крепкую политическую "крышу".

Приведенная арифметика показывает, что "дезертирство" партии "Оринац Еркир" пока не подорвало позиции властей Армении, хотя исключать этого совершенно нельзя. Дело в том, что президент Кочарян никогда не был особенно популярен, но даже оппозиция считает его самым влиятельным в стране политиком. Демарш Багдасаряна открывает возможность использовать фактор непопулярности и переманить попутчиков нынешней власти, которых много, и таким образом попытаться нейтрализовать влияние Кочаряна.

Пока же остающиеся с властью готовятся занять пост уходящего спикера. Претендентов уже трое: по одному от двух коалиционных партий и один от сочувствующей группы "Народный депутат".

Ереван