Евразийский синдром

Галина Юзефович
29 мая 2006, 00:00

Роман турецкого классика Орхана Памука "Снег" -- лишний повод задуматься о невообразимой растяжимости детективного жанра. Похоже, упаковать в эту обертку можно нынче все что угодно: дисциплинируя автора необходимостью выполнить известный набор сюжетных прыжков и приседаний, детектив оставляет ему практически безграничную свободу в том, что касается сути повествования. На этот раз эргономичная жанровая ниша приютила вещь уж вовсе беспримерную -- несмотря на несколько трупов, аккуратно выложенных Памуком в нужных местах романа, на самом деле "Снег" -- это трактат о нынешнем противостоянии Востока и Запада.

Сорокалетний турецкий поэт по фамилии Ка, много лет проживший в Германии, по возвращении на родину отправляется в приграничный Карс, -- приятель-журналист предложил Ка посетить этот город с тем, чтобы написать статью о тамошней эпидемии самоубийств среди женщин. Однако стоит герою добраться до Карса, как начинается снегопад, блокирующий въезды и выезды, а к самоубийствам добавляется еще и пара убийств. Не успеет Ка и глазом моргнуть, как вокруг него закрутится сложная политическая интрига с участием исламистов, кемалистов (сторонников европеизации Турции), курдских сепаратистов и прочих экзотических личностей.

Впрочем, настоящим детективом роман Памука так и не становится. Честно отбывая номер с расследованием смертей в Карсе, на полную мощность автор включается только в те моменты, когда ему удается предаться рассуждениям о судьбах современной Турции -- и о том, что применительно к дикой и нищей турецкой провинции даже шариатские установления оказываются порой более гуманными, чем узколобые в своей "европейской просвещенности" светские законы. Из уст человека, на протяжении последних лет фактически единолично представляющего Турцию на мировой культурной арене, подобного рода сообщение звучит пугающе.