Лишенный стратегии бизнес обречен на поражение. Это стало аксиомой для предпринимателей и менеджеров еще в середине прошлого века. Джон Миддлтон дает ретроспективную картину -- как гуру менеджмента понимали, что есть стратегия.
Все изученные автором пятьдесят точек зрения различаются между собой. Так, вначале ученые были уверены, что стратегия есть синоним плана. Этот тезис подробно разбирает в своей работе "Корпоративная стратегия" (1965) классик этого направления Игорь Ансофф. Это было время иерархически выстроенных крупных корпораций, внутри которых возникали отделы, функционально напоминающие Госплан. Но вскоре история показала, что, как и СССР, монстры капитализма были слишком самонадеянны, полагая, что им хватит мощи перекроить внешнюю среду под себя. Идеологом ревизии такого образа мысли стал Майкл Портер, выпустивший в 1980 году книгу "Корпоративная стратегия". Портер не считал необходимым составлять жесткие планы. Он придумал шесть правил стратегического позиционирования, которыми нужно поверять каждое решение. Но для конца 90-х и первых лет XXI века и подход Портера оказался слишком статичным. Йонас Риддерстале и Кьелл Нордстем в книге "Бизнес в стиле фанк" (2000) утверждают, что стратегия новой экономики -- это обретение умения "выигрывать каждое мгновение".
Получается, что ответа на поставленный вопрос так никто и не нашел. Но Миддлтон не зря включил в книгу аннотацию древнего китайского труда "Искусство войны". Его автор, Сунь-цзы, советует полководцам постоянно менять формы нападения на противника: "Победа в бою не повторяется в том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы". Как в военном деле различаются военная наука и военное искусство, так и в бизнесе есть исследования успеха и есть искусство предпринимателя, выбирающего стратегию в соответствии со своим видением и талантом.