Дафни Тер-Сакарян, старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit:
-- Происходившее на российском фондовом рынке является следствием его очень быстрого роста в последние полгода, когда он брал одну высоту за другой. На рынок пришли крупные инвестиционные фонды, которые повышали спрос на акции, что вело к дальнейшему росту котировок. В результате в мае соотношение P/E (стоимость акций к доходности. -- "Эксперт") в целом по российскому рынку достигло 14, что для развивающихся рынков довольно высоко. Потом произошла коррекция -- инвестиционные фонды активно избавлялись от бумаг компаний сырьевого сектора, доходность которых могла пострадать из-за падающего доллара. Сейчас P/E вернулось на нормальный для развивающихся рынков уровень -- чуть менее 10. Характерно, что резко падали котировки именно сырьевых компаний -- компании потребительского сектора и телекоммуникации в целом неплохо пережили "фондовый шторм". Это показывает определенное взросление российского фондового рынка -- инвесторы видят разницу между различными секторами в России и ведут себя рационально, а не паникуют, как это было в 1998 году.
Что будет происходить на фондовом рынке дальше, во многом зависит от сырьевых цен. Если, как полагают некоторые, летом цены на нефть снизятся, то рост российского фондового индекса будет довольно скромным. Однако если Иран, Венесуэла, Нигерия поддержат цены на высоком уровне или геополитические факторы приведут к новому витку роста, то мы можем увидеть новое ралли на российском фондовом рынке. То, что после резкого падения в понедельник 22 мая рынок опять стал расти, показывает -- это была коррекция. Фундаментальных причин для краха фондового рынка в России, как это было в 1998 году, сейчас нет.
Брайан Робинсон, аналитик по стратегии консалтинговой компании 4Cast:
-- То, что происходило на рынках капитала по всему миру в последние дни, является временной корректировкой. Инвесторы старались хеджировать риски, поскольку в последние два года их инвестиции стали более рисковыми. Сейчас, когда на фондовых рынках, особенно развивающихся, оказалось рекордное количество капитала, инвесторы предпочитают перестраховаться, полагаясь на более безопасные вложения, например гособлигации. Доходность американских гособлигаций упала ниже 5 процентов, поскольку инвесторы были готовы немедленно перемещать капиталы с фондовых рынков.
Свою роль сыграла ситуация с процентными ставками, которые, похоже, прекратили рост в США, однако будут расти в Европе и в Японии. Это однозначно привело бы к перетокам капитала, однако нервозность инвесторов, вызванная резким падением доллара, лишь усугубила этот процесс. По понятным причинам прежде других жертвами нервозности стали развивающиеся рынки -- они первые в списке "на выход" у любого инвестора.
Однако рынки, которые сначала резко падали (Россия, Турция, Индия, Бразилия), спустя всего несколько дней возобновили скромный рост, что характерно для временной коррекции рынка, а не для масштабного обвала. Для последнего нет экономических предпосылок -- экономический рост по миру и в основных экономиках остается достаточно сильным, поэтому причин для повторения кризиса 1997─1998 годов просто нет. Коррекция будет носить временный характер, хотя, похоже, в ближайший год инвесторы будут более осторожными, чем в 2004-м или 2005 году. Это не значит, что рынки (в том числе развивающиеся) расти не будут. Будут, но, скорее всего, не так быстро, как это было еще совсем недавно.