Нереальная точка роста

Лилия Москаленко
29 мая 2006, 00:00

Чтобы привлечь инвестиции в легкую промышленность, Минпромэнерго способствует развитию в стране контрактного производства. Однако, работая на иностранные бренды, отечественный легпром едва ли сможет выйти из кризиса

В конце мая в Москве прошла рабочая встреча представителей Минпромэнерго с КЕС (комиссия Евросоюза по промышленной политике и предпринимательству, в которую входят 25 европейских стран). Представители Минпромэнерго предложили КЕС список российских компаний легпрома, готовых работать на условиях контрактного производства по заказам западных одежных и обувных компаний. Было достигнуто соглашение о том, что в ближайшее время КЕС предоставит этот список европейским брендированным компаниям, которые ищут дешевые мощности за пределами своих стран для аутсорсинга. По мнению чиновников, обслуживание иностранных заказов даст новый импульс к развитию отечественного легпрома и принесет реальные инвестиции.

Ниже порога

Легкая промышленность России действительно давно нуждается в инвестициях: более 80% мощностей устарели еще в конце прошлого века. Отечественные производители с каждым годом теряют свои позиции на рынке: сегодня их доля не превышает 18%, а в отдельных отраслях, например в швейной и обувной, она уже меньше 10%. Это куда ниже принятых пороговых значений -- не менее 30%, -- определяющих безопасность государства. В то же время отечественный рынок товаров легпрома -- один из самых динамичных в мире, ежегодные темпы его роста составляют не менее 20%. И ростом этим пользуются исключительно иностранные компании -- в основном из Италии, Испании, Китая, Турции, Пакистана и прочих стран, где в течение уже десятилетий существует целенаправленная государственная поддержка местных производителей. "Если бы у импорта не было государственной поддержки, наши компании могли бы совершенно спокойно с ним конкурировать", -- говорит Юрий Яблоков, генеральный директор Текстильного холдинга "Яковлевский". По словам представителей отечественных компаний, базовые условия для развития производства в России -- одни из лучших: это и относительная дешевизна энергоносителей и рабочей силы, и производственные традиции.

До настоящего времени легпром не рассматривается нашими чиновниками как перспективная отрасль, даже несмотря на то, что в стране за последнее время появилось несколько серьезных компаний, таких как Альянс "Русский текстиль", Текстильный холдинг "Яковлевский", Ralf Ringer, "Чайковский текстиль", "Глория Джинс", своей деятельностью подтвердивших обратное. В первом квартале 2006 года легпром впервые за последние пять лет продемонстрировал положительную динамику роста -- в текстильном и швейном производстве, по данным Росстата, он составил 8%, в обувном -- 11%. На наш взгляд, этот рост обусловлен ростом не только рынка спецодежды и расходов Минобороны, но и отечественных рыночных компаний. И те чиновники, которые сегодня пытаются лоббировать интересы легпрома в правительстве, не всегда осведомлены о реальных точках роста этой отрасли. Вот и последняя инициатива о развитии контрактного производства нам кажется далеко не актуальной.

Обуть Европу

Чтобы выполнить соглашение с КЕС, чиновники Минпромэнерго и потенциальные контрактеры сегодня адаптируют российские стандарты производства одежды и обуви к западным требованиям. "Это нужно, чтобы наши производители одевали и обували Европу, -- говорит Ольга Шахпазова, заместитель начальника отдела промышленной политики в легпроме департамента промышленности Минпромэнерго. -- Уже около десятка российских компаний желают работать по заказам западных брендов". Сегодня в России довольно много фабрик легпрома выполняет контрактные заказы зарубежных компаний -- это компания "Брис-Босфор", которая отшивает обувь для турецких компаний; компания "Космос", которая делает коллекции одежды для немецких и британских брендов; компания "СовМехАстория", которая производит меховые изделия для греческого рынка, и другие. Однако работа по давальческим схемам едва ли будет способствовать реальному развитию отечественного легпрома. Как известно, при таком варианте бизнеса основная добавленная стоимость остается у заказчика, в данном случае у иностранной компании. А прибыль фабрики едва покрывает ее текущие нужды, не давая возможности полноценного развития. Уже не говоря о том, что стремиться на стагнирующий потребительский рынок Европы, не замечая возможностей емкого внутреннего рынка, мягко говоря, довольно странно.

Самые крупные российские компании легпрома -- Альянс "Русский текстиль", Текстильный холдинг "Яковлевский", Ralf Ringer, "Чайковский текстиль", "Глория Джинс" -- считают, что российскому легпрому нужен не толлинг, а адекватная промышленная политика. Самые важные ее аспекты -- это отмена налога на имущество компаниям легпрома в течение трех лет, субсидирование процентной ставки, полная отмена пошлин на импорт оборудования и сырья, ускорение возврата НДС, упрощенный доступ к западным кредитам и наведение порядка на таможне.