Душеспасительная культурология

Дарья Денисова
5 июня 2006, 00:00

Если бы издатели не вынесли на обложку подзаголовок книги -- "Как создать успешную корпоративную культуру", -- она вряд ли попала бы в руки прагматично настроенного читателя. Причитания о том, что у компании есть душа, ум, честь и совесть, давно утратили очарование новизны -- теперь хочется узнать, как и зачем эту корпоративную душу надо спасать.

Книга Гэлэгера посвящена одной из актуальнейших проблем: созданию такой атмосферы в организации, которая работала бы на цели бизнеса. Душа компании, по его мнению, это ключевые культурные ценности, определяющие ее бытие. "Когда вы создаете правильную систему ценностей, люди непроизвольно следуют за вами", -- утверждает Гэлэгер и показывает, что "путь к простой на вид цели в бизнесе -- быть лучшим в чем-то одном -- естественным образом обогащает компанию обретаемыми на этом пути ценностями" (в пример он приводит компанию LensCrafters, которую преобразила идея срочного изготовления очков после консультации врача). По пути автор предостерегает от включения ценностей в описание корпоративной миссии и демонстрирует возможные риски. Например, при наложении культур: когда американская фармацевтическая фирма объединялась со шведской, скандинавы противились идее испытывать препараты на себе, а американцы не могли принять неспешный европейский стиль с длинными летними отпусками.

Гэлэгер предлагает читателю пройти тест для оценки бизнес-культуры его компании, определив ее "тип". Скажем, компании-"мотиваторы", как Hallmark, концентрируются на создании позитивной рабочей атмосферы, подбирая "особую роль для каждой отдельной личности". "Cтратеги" создают системы совершенного управления, как FedEx, объединяющая всех вокруг идеи максимального контроля за движением посылок. А "пассионарии" относятся к своей работе "как к высокой миссии" -- даже если при этом они занимаются переработкой мусора.