"Финансовый реактор" КНР пока заглушен

Борис Рубцов
5 июня 2006, 00:00

Несмотря на постепенную либерализацию, банковская система Китая и его фондовый рынок все еще напичканы ограничениями для иностранного капитала

В 1980-е годы в Китае была создана двухуровневая банковская система. В 1979 году из единственного банка страны -- Peoples's Bank of China (Народный банк Китая, НБК) -- были выделены три специализированных: Agricultural Bank of China (ABC), Bank of China (BoC) и China Construction Bank (CCB). BoC был уполномочен осуществлять валютные операции. Остальные два занимались обслуживанием, соответственно, сельского хозяйства и строительства. В 1984 году был образован четвертый государственный специализированный банк -- Industrial & Commercial Bank of China (ICBC).

Кроме того, в 80-е годы была создана группа акционерных коммерческих банков, включая Bank of Communications, CITIC Bank и другие. Несмотря на слово "акционерные" в названии, эти банки тоже были государственными, просто их капитал принадлежал государственным предприятиям, центральному и провинциальным правительствам.

В то же время Народный банк Китая постепенно становился настоящим центральным банком, хотя некоторые операции по кредитованию предприятий он выполнял до середины 90-х годов. С 1986 года он получил законодательные полномочия по осуществлению денежно-кредитной политики, регулированию финансовой системы.

С целью сдерживания инфляции НБК разрабатывал кредитный план, которым устанавливался предельный размер кредитов, которые может предоставить каждое отделение НБК в соответствии с национальным планом экономического развития. Отделения НБК могли обсуждать вопросы кредитования с местными администрациями, которые на практике активно вмешивались в процесс распределения кредитов. При этом сам НБК не был независимым. Он имел статус министерства и подчинялся Госсовету КНР.

Реформы банковского сектора 90-х годов включали отмену кредитных планов, снижение государственного вмешательства в распределение кредитных ресурсов, частичное дерегулирование процентных ставок и постепенное ужесточение требований отчетности и норм пруденциального надзора. В 1995 году были приняты закон о центральном банке и закон о коммерческих банках.

Закон о ЦБ запрещал последнему предоставлять прямые кредиты центральному и провинциальным правительствам. Остававшиеся у Центрального банка функции по кредитованию предприятий были переданы ICBC.

Согласно закону о коммерческих банках, они должны придерживаться в своей деятельности коммерческих принципов. А для выполнения целевых заданий правительства были созданы три специализированных государственных банка развития. Банки развития, по замыслу, должны были взять на себя проекты, которые ранее финансировались "большой четверкой". Банки развития не принимают депозиты и осуществляют долгосрочное кредитование проектов за счет выпуска облигаций.

Закон о коммерческих банках запретил им заниматься андеррайтингом, торговлей и инвестированием в корпоративные ценные бумаги. Им было также предписано уйти из капитала дочерних компаний по ценным бумагам. В 1996 году банкам под угрозой санкций в отношении руководителей было запрещено предоставлять кредиты для совершения операций с акциями.

В конце 90-х годов произошла дальнейшая либерализация банковской системы. В 1998-м НБК отменил кредитные планы как по оборотному, так и по основному капиталу, заменив их на индикативные показатели. Кроме того, в административном порядке были резко ограничены возможности и рычаги влияния местных администраций на кредитную политику банков.

В 1998 году отделения НБК были преобразованы по образцу ФРС США в девять крупных территориальных подразделений, обслуживающих несколько провинций. Одной из целей реорганизации было ослабление влияния провинциальных органов власти на деятельность НБК. До 1997 года руководитель отделения НБК отчитывался как перед собственным руководством в головном офисе, так и перед правительством провинции. С 1997 года -- только перед руководством НБК.

В конце 80-х банки получили право устанавливать процентные ставки по кредитам в определенных границах по отношению к базовой ставке НБК. В 1993 году границы кредитных ставок были установлены в диапазоне от ─10 до +20% базовой ставки НБК. Процентные ставки по депозитам коммерческих банков устанавливались жестко на уровне базовой ставки. С октября 2004 года верхняя граница ставки по кредитам была упразднена, осталась лишь нижняя (─10% от базовой), а ставка по депозитам "отвязана" от официальной.

Очередной этап реформирования китайской банковской системы начался в конце 2003 года и связан с полной отменой ограничений на деятельность иностранных банков на территории страны к концу 2006-го в соответствии с условиями ее вхождения в ВТО.

В декабре 2003 года правительство объявило о рекапитализации двух банков "большой четверки" (BoC и CCB) за счет валютных резервов на сумму примерно 45 млрд доллаpов. Помимо этого была разработана программа изменения структуры управления, риск-менеджмента, привлечения стратегических инвесторов и вывода акций банков на биржу.

Оба пилотных проекта были успешно реализованы. Финансовая реструктуризация двух банков была осуществлена, в 2005 году они соответствовали целевым количественным показателям по уровню достаточности капитала, рентабельности и доле плохих кредитов. Оба банка были преобразованы в акционерные общества, внедрили новую систему корпоративного управления, привлекли стратегических иностранных инвесторов и вышли на биржу -- CCB в октябре 2005 года, BoC в мае 2006-го.

При этом, однако, следует подчеркнуть, что доли стратегических инвесторов в банках КНР относительно невелики, а их управленческое участие минимально. Доля одного иностранного инвестора в китайских банках ограничена 20% (всех иностранных -- 25%). Большинство сделок осуществлено таким образом, что одному инвестору не принадлежит более 10% капитала. Фактически только в одном китайском банке иностранному учреждению принадлежит контроль благодаря большой распыленности акционерного капитала (Newbridge Capital LLC, с 18-пpоцентной долей в Банке развития Шэньчжэня).

"Шлюзы" на фондовом рынке

Большая часть финансовых активов Китая сосредоточена в банковской системе. Рынки ценных бумаг относительно невелики, и банковский кредит остается основным источником (80%) финансирования китайских предприятий. Рынок корпоративных облигаций практически отсутствует. Стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций -- менее 1% ВВП (2003─2005 гг.). Несмотря на относительно высокую капитализацию (от 20 до 50% ВВП в разные годы), доля свободно обращающихся акций китайских компаний составляет только 9% ВВП (2004 г.).

Все акции обыкновенные. Китайское законодательство не предусматривает возможности выпуска привилегированных акций. Все акции выпускаются в бездокументарной форме.

Акции китайских компаний делятся на две большие группы: нерыночные (две трети) и рыночные (треть).

Нерыночные акции -- это акции государства, юридических лиц (предприятий) и акции трудового коллектива (акции работников предприятий). Львиная доля акций по-прежнему принадлежит государству. Эти акции не могут торговаться на фондовых биржах. Сделки могут совершаться лишь между китайскими институтами под контролем Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг (China Securities Regulation Commission, CSRC).

Рыночные (свободно обращающиеся) акции делятся на три основные категории: акции классов A, В и Н.

Акции класса A предназначены только для китайских резидентов. Они номиниpованы в юанях и продаются только за национальную валюту. Иностранцы не имели права приобретать эти акции до 2003 года.

A-акции принадлежат почти исключительно физическим лицам, небольшое количество -- китайским организациям. Общее количество акционеров в Китае составляет 73 млн человек -- больше только в США, однако доминирующая форма частных сбережений -- банковские вклады.

Класс B -- это акции, размещаемые на внутреннем китайском рынке, с номиналом в юанях, но продаваемые только нерезидентам за иностранную валюту (за доллары США на Шанхайской фондовой бирже и за гонконгские доллары на Шэньчжэньской фондовой бирже) при посредничестве китайских и иностранных брокеров. Резиденты не имели права приобретать В-акции до 2001 года. Компания, выпускающая B-акции, обязана выплачивать их владельцам дивиденды в валюте (дивиденды в юанях конвертируются в валюту по текущему рыночному курсу). В конце 2005 года насчитывалось 109 эмитентов этих акций.

Акции класса Н номиниpованы в гонконгских долларах, размещаются и торгуются на Гонконгской фондовой бирже. Предназначены только для нерезидентов. Первый выпуск был осуществлен в июне 1993 года девятью китайскими компаниями. В конце 2005-го таковых насчитывалось уже 122.

Акции для нерезидентов не конвертируются в акции для резидентов и наоборот, рынки этих инструментов изолированы друг от друга. Хотя все акции предоставляют равные права, сегментированность рынка приводила в прошлом к большой разнице цен на них, достигавшей порой пяти-шестикратной величины.

В феврале 2001 года правительство разрешило покупать В-акции китайским резидентам, имеющим валютные счета, в июне того же года рынок В-акций был полностью либерализован, что позволило сократить разрыв в ценах на акции типов A и В с 5:1 до 2:1 при сохранении очень больших различий с Н-акциями.

Попытки государства вывести на рынок часть необращаемых акций предпринимались в 1999─2002 годах, но каждый раз они приводили к резкому падению рыночных котировок и в итоге отменялись. Сама угроза выброса на рынок новых государственных акций привела к долгосрочной стагнации на китайских биржах. Несмотря на сохраняющийся феноменально быстрый рост экономики Китая, индекс акций Шанхайской фондовой биржи за 2001─2005 годы упал вдвое. В 2004 году китайский рынок акций оказался худшим в мире, в 2005-м -- одним из худших.

В этих условиях был выдвинут план ликвидации деления китайских акций на две части. На этот раз была разработана более рыночная процедура: миноритарные акционеры получают компенсацию (ее размер -- предмет соглашения) за то, что государство выпускает принадлежащие ему акции в свободную продажу. Для того чтобы больше не обваливать рынок, новые размещения акций на китайских биржах с мая 2005 года были запрещены.

К маю 2006-го 70% листинговых компаний КНР осуществили мероприятия по высвобождению акций. В результате запрет на новые размещения Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг постепенно снимает (сначала в форме закрытой подписки, а летом ожидается разрешение новых IPO). При этом требования к листингу на материковых биржах усилены. Новые правила устанавливают 34 критерия, которым должны соответствовать эмитенты, включая наличие прибыли три года подряд и выплату дивидендов в размере не менее 20% чистой прибыли, ограничение на объем выпускаемых акций (не более 30% уставного капитала на момент выпуска) и т. д.

Укрепление экономики Китая, вступление в ВТО поставили на повестку дня вопрос о постепенном открытии внутреннего китайского рынка акций класса A для иностранных инвесторов. Схема инвестирования обсуждалась на протяжении многих лет и вступила в силу 1 декабря 2002 года. Инвестиции в акции класса A, имеющие листинг на биржах, а также в казначейские облигации и облигации предприятий и финансовых институтов и другие финансовые инструменты, перечень которых устанавливается государственными органами, разрешаются для нерезидентов только через специальные инвестиционные фонды. Эти фонды могут создаваться только финансовыми учреждениями, котоpые отвечают определенным требованиям и имеют статус квалифицированного иностранного институционального инвестора (Qualified Foreign Institutional Investor, QFII). Китайская сторона установила весьма высокие требования для подобных инвесторов. Для получения разрешения иностранная управляющая компания должна иметь опыт работы не менее пяти лет и иметь под управлением на момент запроса о предоставлении лицензии активы на сумму не менее 10 млрд доллаpов. Аналогичные требования по объему средств под управлением установлены для страховых компаний, компаний по ценным бумагам, коммерческих банков, которые захотят обратиться за лицензией. Так, если это банки, то они должны входить в сотню крупнейших банков мира. Компания по ценным бумагам должна работать не менее 30 лет и иметь оплаченный капитал как минимум 1 млрд доллаpов. К концу 2005 года лицензию QFII имело 34 финансовых учреждения.

Иностранный инвестор обязан открыть специальный счет в юанях в китайском банке, который должен выступать в качестве депозитария активов фонда. Приобретение акций должно совершаться через местные китайские брокерские компании.

Доля акций одного китайского эмитента, которую может приобретать иностранный инвестор таким путем, не может превышать 10% от их общего количества. А в целом общее количество акций, находящихся у всех иностранных инвесторов, не должно превышать 20% общего количества выпущенных акций.

Новые правила, открывающие китайский рынок акций для иностранцев, имеют важную оговорку: инвесторы должны сохранять свои деньги на рынке в течение трех лет, репатриировать средства раньше нельзя. Репатриация возможна только частями -- по 20% с интервалами от одного до тpех месяцев -- страховка на случай массового бегства капиталов.