В прошлый понедельник в Афганистане состоялась двухдневная антиамериканская "интифада". Началась она после того, как у одного из грузовиков в спускавшейся с холма американской военной колонне отказали тормоза и он на полном ходу врезался в машины, скопившиеся внизу. А когда возмущенные афганцы стали забрасывать американцев камнями, последовали выстрелы. Вашингтон записал все жертвы, 12 человек, на счет афганской полиции, народ -- на счет американских солдат. Сразу же после ДТП на улицы столицы высыпали сотни протестующих, но очень быстро демонстрации переросли в погромы. После чего президент страны Хамид Карзай ввел в столицу войска, объявил комендантский час и выступил по телевидению с обращением к народу. Однако авторитет Карзая крайне низок. Своего президента афганцы насмешливо называют мэром столицы. Фактически он контролирует ситуацию лишь в Кабуле, где расквартированы натовские миротворцы, но и они уже, как показали последние события, справляются с трудом. В целом по стране ситуация еще хуже.
Так, с появлением "зеленки" на юге Афганистана началось весеннее наступление талибов. За две последние недели мая, после штурма талибами городка Мусакала, в военных стычках погибло около 350 человек. По этому показателю Афганистан стремительно приближается к Ираку, но при этом афганцы становятся жертвами не столько террористов, сколько американских авиаударов. (Всего за три дня до "кабульского ДТП" Хамид Карзай выезжал в свой родной Кандагар, чтобы хоть как-то успокоить старейшин после того, как американские самолеты разбомбили пять деревень, куда вошли талибы.)
Аналитики обращают внимание на тот факт, что 5 мая клятву верности Усаме бен Ладену принес Гульбеддин Хекматиар, один из самых известных моджахедов Афганистана и бывший премьер-министр страны. "Мы надеемся принять участие в битве, которую они ведут. Они несут знамя, и мы встанем рядом для поддержки", -- сказал он в видеообращении, показанном телеканалом "Аль-Джазира". Другими словами, "Аль-Каида" сейчас формирует в Афганистане широкий антиамериканский фронт. Ведь в начале 90-х годов Хекматиар был таким же заклятым врагом талибов, как Ахмад-шах Масуд, и все время их пребывания у власти скрывался в Иране. Неудивительно, что американцы "временно" увеличили численность своих войск в Афганистане с 19 тыс. до 22 тыс. человек.
Двойственную позицию занимает Пакистан. "Исходя из всего, что мы знаем, бен Ладен живет в Пакистане, у границы с Афганистаном. Наш сосед, безусловно, мог бы схватить его, но не очень к этому стремится", -- заявил в середине мая глава МИД Афганистана Ранджин Спанта. А за три месяца до этого Хамид Карзай лично передал президенту Пакистана Первезу Мушаррафу просьбу о депортации порядка сотни афганских террористов, включая верховного амира всех мусульман муллу Омара, с адресами и номерами телефонов, но так ни одного и не получил. Да что там Кабул -- если говорить о талибах, то Исламабад отвергает соответствующие просьбы даже Вашингтона и НАТО. Но при этом Мушарраф поддерживает свое реноме союзника, выдавая различных "международных" террористов. Пакистан выдал их больше, чем какая-либо другая страна -- особенно после того, как Айман аль-Завахири, правая рука бен Ладена и один из организаторов убийства президента Египта Анвара Садата, организовал несколько покушений на Мушаррафа.
В Северном Вазиристане (Пакистан) уже объявлено "о создании исламского государства". С этой территории выдворены западные гуманитарные миссии, запрещена музыка, закрыты школы, убиты несколько учителей и журналистов. Моджахеды проводят публичные экзекуции криминальных элементов, а жители провинций записываются в отряды "воинов ислама" и могут сами выбирать место, где хотят вести борьбу с неверными -- США, Ирак, Афганистан, Кашмир. А недавняя показательная карательная экспедиция пакистанской армии оказалась действительно показательной: ситуацию здесь по-прежнему контролируют талибы, поскольку пуштунские племена проживают не только на юге Афганистана, но и на севере Пакистана. Американцы же бомбить пакистанскую территорию не могут: единственная их попытка уничтожить здесь бомбежкой Аймана аль-Завахири вызвала такой резонанс, что впредь Исламабад вряд ли сможет закрывать глаза на подобные нарушения границы. Так что теперь у талибов есть все условия для тренировки молодняка -- именно поэтому нынешнее весеннее наступление оказалось столь масштабным. Что касается массовой гибели этого молодняка, то пакистанские медресе научились справляться с подобным кадровым голодом еще во времена войны с СССР. И если Исламабад и дальше будет укрывать у себя афганских боевиков, то США придется совсем туго.