Вице-губернатора Самарской области Сергея Сычева с поста секретаря областного отделения "Единой России" (ЕР) его однопартийцы сместили еще 11 апреля на внеочередной региональной партконференции. Исполняющим обязанности руководителя ЕР они выбрали первого заместителя секретаря Александра Живайкина, кандидатуру которого и предложили Москве в качестве преемника Сычева. Президиум генсовета "Единой России" 18 мая подтвердил правомочность самарской конференции уволить своего партийного босса. И тут случилось неожиданное (по некоторым сведениям, к "чуду" приложил руку Рособоронэкспорт, который после обретения АвтоВАЗа стал играть заметную роль во всех областях жизни Самарской области) -- региональный политсовет "Единой России" решил отменить итоги апрельской конференции о снятии Сычева, якобы из-за допущенной технической ошибки.
В отсутствии логики есть логика
Столь непоследовательное на первый взгляд поведение единороссов связано с тем, что конфликт вокруг руководителя регионального отделения ЕР разгорелся на фоне общего политического кризиса в губернии, который не на руку Рособоронэкспорту, пытающемуся спасти автопром.
А началось противостояние самарских элит в 2004 году с избрания нового состава городской думы. Большинство в самарском парламенте получили противники действующего главы города Георгия Лиманского, представляющие интересы трех крупнейших ФПГ -- "Волгопромгаза", группы СОК и "Волгобурмаша". В народе этот альянс прозвали "Антантой". Членов "Антанты" негласно поддерживал глава региона Константин Титов, на тот момент рассорившийся с мэром.
Новая дума взяла курс на смещение мэра. Добиться этого решили через изменение устава города. Административный ресурс и популярность среди простых горожан обеспечивали Георгию Лиманскому победу при всенародном голосовании. Учитывая это обстоятельство, противники мэра приняли устав, в котором победивший Лиманский стал бы просто политической фигурой, а вся управленческая власть переходила городскому менеджеру, избранному из состава депутатов.
Переломным моментом в развернувшемся противостоянии стало утверждение Константина Титова губернатором. Самарцы оценивали шансы своего губернатора весьма невысоко -- фрондер, вечно критикующий политику центра. Ожидания самарцев подтверждало, казалось бы, и то, что в конце декабря 2004 года Титова вдруг вызывали в прокуратуру Самары в качестве свидетеля по делу о нецелевом использовании бюджетных средств.
В этой ситуации ФПГ предпочли перестраховаться и внесли в список кандидатов на пост главы региона (из которых президенту Владимиру Путину предстояло выбрать нового губернатора) и своего человека. Просчитались -- Константин Титов заручился доверием президента и затаил обиду на предателей: он тут же замирился с мэром Самары и выступил против "Антанты".
И сегодня дерущиеся не намерены сдаваться. Но в самой сложной ситуации оказался Сергей Сычев, который попытался примирить интересы своего непосредственного начальника и депутатов, ополчившихся против мэра. Логика предложенного им компромисса проста -- поскольку Лиманский давно сотрудничает с КПРФ и поддержка "медведей" выглядела бы странно, Сычев предложил на пост мэра спикера Самарской губернской думы Виктора Сазонова, пользующегося поддержкой предпринимателей. При этом избрали бы его в ходе всенародного голосования, что должно было понравиться Титову.
Схема оказалась слишком простой и не учитывала всех мотивов участников конфликта. Ни одна из противоборствующих сторон не сочла компромиссное предложение удачным. Сычева обвинили в нежелании урегулировать конфликт между мэром и парламентом.
Конфликт купирован...
Поскольку жесткое противостояние Титов--ФПГ зашло в тупик, в дело вмешалась Москва. Срочно вылетевший в Самару член президиума генсовета партии Виктор Гришин провел встречи со всеми участниками конфликта, включая и Георгия Лиманского, официально объявленного самарскими "медведями" врагом "Единой России". Возвращение Сергея Сычева (на каких условиях, неизвестно) -- результат переговоров.
Члены регионального политсовета отказываются говорить что-либо по поводу возвращения своего секретаря. Губернатор Титов сказал лишь, что в ходе проведения апрельской конференции действительно были допущены ошибки и, стало быть, отмена ее решения абсолютно верная.
Самарские же наблюдатели полагают, что одной из договоренностей является добровольная отставка Сергея Сычева. На это указывает его высказывание о том, что он пока не знает, как сможет совмещать работу в партии и в областном правительстве с учетом реализации национальных проектов. По мнению политолога, профессора Самарского госуниверситета Евгения Молевича, это может означать только одно -- уход вице-губернатора с поста руководителя "Единой России" вопрос ближайшего будущего. "Сычеву дают уйти самому и с гордо поднятой головой", -- заметил политолог.
...но не разрешен
На этом конфликт внутри самарской элиты едва ли закончится, и развиваться он теперь будет в новой политической реальности. Дело в том, что в середине мая в области прошла серия отставок руководителей региональных и городских силовых структур -- прокуратуры, ГУВД, ГАИ. Эти люди так или иначе участвовали в местных политических боях. На место ушедших назначены новые люди, никак не встроенные в местную систему сдержек и противовесов. Поэтому, в отличие от своих предшественников, они неизбежно будут ориентироваться не на самарские кланы, а на федеральный центр. По мнению депутата Государственной думы, первого секретаря обкома КПРФ Валентина Романова, усиление позиций "силового" блока свидетельствует об ослаблении позиций губернатора.
Похоже, что реверансы единороссовского эмиссара Виктора Гришина в сторону Титова и его заверения об обязательном учете мнения губернатора -- всего лишь дань политическому этикету. Титов пока нужен -- впереди выборы в Госдуму и Самарскую губернскую думу. Накануне этих баталий политиками с уже наработанным авторитетом разбрасываться не приходится.
Самара