Последствия этого решения комментирует руководитель группы корпоративной практики "ФБК-Право" Петр Достовалов.
-- В чем революционность решения Арбитражного суда МО? Ведь статья 71 закона "Об акционерных обществах" всегда позволяла привлекать к ответственности за решения любых руководителей компании.
-- Статья существовала всегда, но она не работала.
В первую очередь нынешнее решение будет способствовать увеличению ответственности членов совета директоров. Не секрет, что эта должность многими рассматривается как синекура, источник получения дополнительных доходов, ведь сейчас члены совета директоров многих компаний автоматически получают гигантские годовые премии. В случае частного предприятия совет директоров -- это кормушка для менеджмента материнской компании от компаний дочерних, в случае государственного предприятия -- кормушка для чиновников. Причем ни в каких годовых отчетах точная сумма вознаграждения членам совета директоров не указывается. Теперь они должны понять, что решения, которые они принимают, ударят и по ним.
-- Это вызовет какие-то изменения в качественном составе совета директоров АО?
-- Там должно появиться больше независимых членов. На Западе есть такие профессиональные члены совета директоров, они знают, что надо контролировать, за чем следить, как следить, выступают независимыми арбитрами между интересами акционеров и интересами общества. У нас такая практика существует пока только в нескольких крупных открытых компаниях.
-- Некоторые наблюдатели ожидают и всплеска деятельности страховых компаний, которые будут теперь активнее предлагать страхование ответственности членов совета директоров. Вы считаете эту услугу эффективной?
-- К страхованию в России профессиональной ответственности менеджмента, адвокатов, арбитражных управляющих и других специалистов я отношусь скептически. Очень трудно доказать, что именно это решение определенного лица привело к конкретным убыткам предприятия. На моей памяти в российской практике был только одни случай, когда страховая компания признала страховым случаем допущенную консультантом ошибку.