Пространство остаточного сопротивления

Культура
Москва, 12.06.2006
«Эксперт» №22 (516)
XI Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» показала: в российской архитектуре вновь начался застой. Штат ньюсмейкеров укомплектован, должности звезд распределены

Трудно каждый год делать выставку, когда в твоем распоряжении одни и те же экспонаты. Особенно если каждый год нужно придумывать для этой выставки новую тему. Такие соображения не могли не возникнуть у посетителей XI »Арх Москвы». В самом деле, если раньше сюда ходили, чтобы узнать, что нового в нашей современной архитектуре, то сегодня можно зайти, чтобы убедиться: ничего особенно нового не появилось. Зашел, удостоверился, что все на своих местах, с облегчением вздохнул и вышел. Те, кто несколько лет подряд именовался лучшими из лучших, по-прежнему лучшими и являются. Разве что теперь у этих лучших появилось официальное звание: они звезды.

Узок круг

Никогда раньше «Арх Москва» так сильно не напоминала картину, чья рама во много раз больше полотна. Картина — это то, ради чего «Арх Москва» затевалась, — выставка нашей современной архитектуры. Той, которую архитектурное сообщество и профессиональная пресса считают лучшей, то есть отвечающей духу времени, инновационной, качественной и бескомпромиссной. Рама — это коммерческие стенды крупных мебельных салонов, дизайнерских и архитектурных бюро, а также семинары, посвященные актуальным проблемам архитектуры, лекции приезжих знаменитостей и персональные проекты, выдерживающие высокий уровень требований к современной архитектуре.

Темой выставки в этом году была «архитектура звезд» — Starchitecture. Присутствие архитекторов с мировым именем ощущалось в полной мере. Всем великим, отметившимся в России реализованными или нереализованными проектами, — Норману Фостеру, Доминику Перро, Эрику Ван Эгерату — было выделено по залу. Рассказать о себе по приглашению Центра современной архитектуры приехали француз Поль Андрё — автор аэропорта Шарль де Голль-Руасси и грандиозной Пекинской оперы, и Хани Рашид — один из лидеров очень актуального во внешнем мире направления «цифровой» архитектуры. Персональных экспозиций и спецпроектов было хоть отбавляй. В их числе презентация фестиваля «Архстояние», который в июле должен переместить целую группу наших дизайнеров и архитекторов в Калужскую область на берега Угры. Там под руководством художника Николая Полисского они продемонстрируют свое понимание лэнд-арта и укрепят союз архитектуры и земли.

То есть с «рамой» все было в порядке, она была большая и кудрявая. Что же касается собственно «картины» — нашей современной архитектуры, то нынешний вид ее вызвал ощущение паззла, рассыпанного в прошлом году и заново собранного в этом. Одни и те же имена, что-то из уже виденного, небольшие перестановки по части места в «Арх Каталоге» и в списке награжденных. Выходит, наша современная архитектура — это устойчивая комбинация из десятка имен, не предполагающая неожиданностей.

Золотая бригада

В самом деле, отличие нынешней «Арх Москвы» от прошлогодней по части актуальной архитектуры заключается главным образом в перераспределении почетных ролей. «Арх Каталог», персональная выставка прошлогоднего архитектора года, выбор нового архитектора года, премия за лучшую экспозицию, премия за лу

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (516) 12 июня 2006
    Отставка генпрокурора
    Содержание:
    За чувство меры

    Майская антикоррупционная активность Генпрокуратуры оказалась чрезмерной, так как превращала прокуратуру в неконтролируемого политического игрока. Новый генпрокурор должен будет вывести обвинителей из политики

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама