Бейсболка для черной дыры

Культура
Москва, 12.06.2006
«Эксперт» №22 (516)

Вышедший только что в прокат фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова — это киноверсия его же спектакля по пьесе братьев Пресняковых, который уже три сезона идет в МХТ. Главный герой фильма в некотором роде Гамлет в бейсболке. Гамлета зовут Валя (Юрий Чурсин), он нерешителен и, видимо, безумен. Во-первых, Вале регулярно является призрак отца-капитана, весьма завуалированно намекающий на то, что его отравили. Во-вторых, в общении с близкими Валентин ведет себя крайне эксцентрично, проживая свою жизнь как плохой, претенциозный спектакль — достает мать и отчима дядю Петю истерическими эскападами (самая вызывающая — питие водки при помощи палочек для еды и танцы под какую-то совершенно невероятную китайскую попсу), проявляет черствость в отношениях со своей девушкой. Работает Валя и вовсе в милиции, изображая жертву во время следственных экспериментов.

Собственно, эти эксперименты и составляют ядро сюжета — инсценировать Вале приходится по большей части преступления страсти, где чувственные и романтические подозреваемые/обвиняемые абсурдно (одно убийство происходит в парковом биотуалете, другое — в бассейне, третье — на подоконнике) расправляются со стервозными и подлыми жертвами. Все эти ситуации настолько же смешны, насколько трогательно искренни их участники — фактурные и витальные (один из них, принципиальный следователь, и вовсе оказывается героем-резонером, произносящим пламенный монолог о тотальном раздолбайстве). Сам же протагонист в сравнении с этим гневным, испуганным и рефлексирующим вторым планом настолько слаб, нелеп, ничтожен и условен, что фильм Серебренникова может вызвать раздражение у человека, не привыкшего к театральным условностям. Действительно, что это за кино, когда вместо главного героя не просто слабая личность, а какая-то черная дыра, произносящая глупости с интонациями абитуриента Щукинского училища? Что это за приметы позапрошлого времени — суши с караоке? У театральных зрителей, кстати, возникал другой вопрос, даже не приходящий в голову зрителям в кинозале: что это за спектакль, в котором герои выражаются, как пьяные сержанты патрульно-постовой службы?

Фильм Серебренникова, конечно, не дает ответа — видно, что эта драматическая основа режиссера вполне устраивает. Зато камера показывает явную неуместность сравнения Пресняковых с Чеховым, имя которого часто поминают в связи с братьями (мол, и тот и другие — самые востребованные сегодня русские драматурги). Да, возможно, они так же наблюдательны, как и Антон Павлович, — по крайней мере диалоги у Пресняковых всегда виртуозны, документальны и остроумны. Но из чеховских историй получается вполне конвенциональное кино, взять хотя бы того же серебренниковского «Рагина». А из Пресняковых — спектакль-социалка с монтажом и рисованным героем, гибрид «Следствие ведут знатоки» с «Кроликом Роджером». Короче, бастард.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (516) 12 июня 2006
    Отставка генпрокурора
    Содержание:
    За чувство меры

    Майская антикоррупционная активность Генпрокуратуры оказалась чрезмерной, так как превращала прокуратуру в неконтролируемого политического игрока. Новый генпрокурор должен будет вывести обвинителей из политики

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама