Георгий Боос: "Кланы рынок контролировать не будут"

12 июня 2006, 00:00

Каково быть губернатором-варягом? Как вы сформулируете свое главное ощущение первых месяцев своего губернаторства?

Ощущаю себя калининградцем. Постоянно говорю: "у нас в Калининграде", "еду домой, в Калининград" и так далее. В Калининграде проходит все время, вся жизнь. Это главное ощущение.

Я застал вас в московской мэрии, вы сейчас встречались с Юрием Лужковым. Что обсуждали?

Разговаривали о поездке Юрия Михайловича в Калининград, о проведении Дней Москвы в Калининграде. И о перспективах сотрудничества между нашей областью и Москвой, о московских инвестициях в развитие региона.

И каковы перспективы?

Москва это прежде всего огромный продовольственный рынок. Поставки продовольствия из Калининграда в Москву выгодны как Москве, так и нам, потому что Калининградская область остро нуждается в возрождении своего сельского хозяйства и выход на московский рынок позволит калининградским производителям развиваться дальше необходимыми темпами. Сельскохозяйственный потенциал области недооценен. Мне, например, даже никто не верит, когда я рассказываю, что в некоторых калининградских хозяйствах собирают рекордные урожаи зерновых более ста центнеров с гектара, как в хозяйстве "Калина" Нестеровского района. Мы должны возрождать и животноводство, и птицеводство. В советские годы Калининградская область поставляла в остальную Россию племенные стада, которые теперь приходится закупать за границей. Нужно все это восстанавливать. В конце концов, стоит вспомнить и о временах Восточной Пруссии, когда восточнопрусский гусь был главным рождественским угощением во всей Европе. Нужно восстанавливать сельское хозяйство, привлекать крупные компании для его развития.

Крупные компании например, "Интеко-агро"?

- "Интеко-агро" уже давно работает в Калининградской области. Они пришли в регион, если вы на это намекаете, еще до моего прихода на должность губернатора. Занимаются широким спектром агробизнеса. От производства сельскохозяйственных машин, которое переводят в Калининград из Англии, до непосредственного производства сельхозпродукции. Не хочу давать оценок, но аналогов их проекту возрождения хуторского земледелия в Калининградской области я не знаю.

Такое ощущение, что Москву в Калининграде интересует только сельское хозяйство.

Нет, не только. Транспорт, например. Калининграду необходимо срочно становиться большим европейским транспортным узлом.

Авиационный хаб?

Да.

Но Минтранс не включил Калининград в список городов, которым нужны международные аэропорты. Что вы об этом скажете?

Ну что я могу сказать? Что я могу сказать, если у Калининграда нет никакого другого сообщения, кроме международного? Это ошибка, конечно. Хотя, действительно, нынешний уровень авиационных услуг не соответствует мировому и нам предстоит заняться реструктуризацией этих услуг. Калининградский аэропорт не может не быть международным, он находится в центре Европы и должен конкурировать с Франкфуртом, Шенноном, Лондоном, Парижем. Но для этого предстоит много чего сделать. Кроме того, в Калининграде уже работают московские строительные компании: ПИК, "Ингеоком", СУ-155.

Ваша команда выглядит очень интересно. Наполовину она состоит из очень успешных предпринимателей...

Я и сам успешный предприниматель, вы знаете?

Да, и вы. А также Николай Власенко, Александр Рольбинов и другие. Как вам удалось привлечь ключевых игроков калининградского бизнеса на чиновничьи должности? Волшебное слово?

Волшебное слово "интересно". Им интересно заниматься тем, чем они занимаются в правительстве области. Работают, чтобы области было хорошо.

Области в целом и их бизнесу в частности?

Да нет же, им некогда думать о своем бизнесе. Тот же Власенко, уже когда пришел в правительство, не управлял своим бизнесом не те масштабы, в области ему было тесно на той позиции, которую он занимал.

Но другая половина правительства совсем другая. Лапин, Плюхин, Кондакова. Наиболее одиозные чиновники времен ваших предшественников.

Почему они одиозные? Кто это сказал? И Лапин, и Плюхин прекрасно проявили себя в бизнесе, оба были топ-менеджерами компаний до прихода в правительство. Что касается Кондаковой, ее одиозность из того же разряда "то ли он украл, то ли у него украли". Никаких фактов, а осадок остается. Татьяна Кондакова очень грамотный человек, ее градостроительное агентство не имело аналогов в прежних администрациях области, я очень доволен ее работой. Единственное, она не всегда выдерживает под гнетом моего руководства, но это рабочие проблемы, все нормально. Кондакова очень хороший руководитель.

Спикер областной думы москвич, бывший глава управы. Почему? Неужели нет местных политиков такого уровня?

Спикер областной думы калининградец. Мы все местные. Много ли в Калининграде тех, кто родился в нем? Очень мало. Я считаю, если человек прожил в Калининграде год, то он уже местный. А у нас год за три, поэтому местными становимся еще быстрее.

История с 400 фирмами "Спектр" на аукционе по продаже автомобильных квот выглядит как пример откровенной коррупции. Как вы это прокомментируете?

Понятия не имею, что это за "Спектры". Я этими вопросами специально не интересовался и не интересуюсь. Мы устроили последний аукцион для жителей области восемь тысяч квот, по одному автомобилю на квоту и по одной квоте в одни руки. 400 одинаковых фирм, но формально это 400 разных юридических лиц, и компьютер на общих основаниях их отбирал. В конце концов, ни для кого не секрет, что до сих пор квоты распределялись не среди калининградцев, а среди нескольких семейств, которые контролировали рынок и стараниями которых цены на автомобили, ввезенные на льготных условиях в Калининград, сравнялись с московскими. Эти кланы больше рынок контролировать не будут, аукцион был последним.