Что в рейтинге тебе моем?

Павел Самиев
12 июня 2006, 00:00

В новых нормативах размещения страховых резервов и собственных средств страховщиков рейтингам надежности отводится ключевая роль. Это соответствует мировым стандартам, но резко ограничивает круг объектов вложений страховщиков

Рейтинг надежности -- известный всему миру инструмент оценки рисков эмитента, заемщика, контрагента. Не случайно стандарты Базель-2 для определения достаточности капитала банка рекомендуют определять степень риска активов на основе кредитного рейтинга. Кроме того, рейтинги становятся необходимым условием победы, а иногда и просто участия в различных конкурсах. Наконец, регуляторы финансовых рынков во многих странах формируют списки аккредитованных или признанных рейтинговых агентств и широко используют их оценки. Эти факторы были учтены Минфином РФ при разработке новых правил размещения резервов и собственных средств страховых компаний: практически ко всем объектам вложений теперь установлены требования по рейтингу.

Основное ограничение, принятое в этих нормативах, "плавающего" характера: оно зависит от уровня суверенного рейтинга России. Это значит, что рейтинг банка и эмитента акций или облигаций не должен быть более чем на два уровня меньше, чем рейтинг Российской Федерации.

Рейтинг преткновения

Сегодня суверенный рейтинг страны находится на уровне ВВВ по шкале S&P, Baa2 по версии Moody`s и BBB по шкале Fitch. Следовательно, плавающая линия отсечения сейчас составляет: BB по шкале S&P, Ba2 по шкале Moody`s и BB по шкале Fitch. А значит, только те банки и компании, которые имеют рейтинг выше этого уровня, удовлетворяют требованиям Минфина. Нижний фиксированный уровень отсечения вводится на случай снижения суверенного рейтинга. В случае снижения странового рейтинга (что маловероятно) рейтинг конкретного банка или эмитента не должен быть ниже ВВ─, Ва3 и ВВ─ по шкалам Standard & Poor`s, Moody`s и Fitch соответственно. Иначе говоря, если суверенный рейтинг снижается, к примеру, до уровня ВВ─ по шкале S&P, то лишь те банки, которые имеют рейтинг, равный суверенному, будут удовлетворять требованиям регулятора.

Страховщики могут размещать до 40% резервов в банки с высокими рейтингами, в то время как доля средств страховых резервов, размещенных в не имеющих таких рейтингов банках, может составлять лишь до 20% от общего размера резервов. Для покрытия страховых резервов традиционно (и новые правила не исключение) принимаются не только банковские депозиты (в том числе удостоверенные депозитными сертификатами), но и векселя, сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления (ОФБУ), денежные средства в национальной и иностранной валюте на счетах в банках, прочие инструменты (к примеру, акции и облигации), эмитированные или выпущенные банками.

В новых правилах размещения резервов объединены векселя банков и небанковских организаций. Правильно ли это -- вопрос спорный (участники рынка высказываются против такого объединения), однако с 1 июля стоимость векселей любых организаций, в том числе банков, лимитируется 10%, причем организации, выдавшие векселя, обязаны иметь высокий рейтинг. Те же требования предъявляются и к акциям и облигациям банков.

Двенадцать друзей страховщиков

Банки -- основной объект вложений страховых компаний. Кроме того, банки -- крайне важный и выгодный поставщик клиентов для страховщиков. Широко распространенной практикой стало размещение депозитов в банках в обмен на аккредитацию и, соответственно, возможность участия в страховании залогового имущества. Банковские депозиты, несмотря на низкую доходность (особенно в сравнении с инструментами фондового рынка), для страховщиков очень привлекательны. Во-первых, они более надежны, а доход хоть и невелик, но стабилен и фиксирован. Во-вторых, и это главное, за счет низкоубыточного страхования залогов страховщики не только компенсируют альтернативные издержки вложений в прочие активы, но и неплохо зарабатывают. Поэтому вложения в банковские инструменты наиболее популярны среди страховщиков, а в регионах депозиты и векселя банков подчас становятся единственной достойной альтернативой государственным и муниципальным облигациям.

В условиях дефицита надежных и ликвидных активов и высокой привлекательности банковских инструментов страховщики стараются максимально выбрать лимит по покрытию резервов депозитами. Это означает, что с июля они будут отдавать предпочтение именно тем банкам, которые имеют высокие рейтинги. Ведь возможности покрытия депозитами (в том числе удостоверенными депозитными сертификатами) в них вдвое больше, чем в прочих. Сейчас резервы страховых компаний составляют порядка 10 млрд долларов, однако потенциально в страховых компаниях могут аккумулироваться огромные суммы (особенно в сегменте долгосрочного страхования жизни). Банкам следует внимательнее относиться к этому сектору.

По состоянию на начало мая 2006 года более 50 банков -- резидентов РФ имели рейтинги в трех международных агентствах. А требованиям к рейтингу кредитоспособности удовлетворяют всего 12 банков (только резиденты РФ, имеющие лицензию Центробанка и привлекающие депозиты страховщиков): Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, КМБ-банк, Московский народный банк, Промстройбанк, Международный Московский банк, Российский банк развития, Райффайзенбанк, Импэксбанк. Еще несколько банков теоретически могут повысить свой рейтинг до необходимого уровня. Например, Альфа-банк, МДМ-банк, "Русский стандарт", ВБРР, Финансбанк.

Выходит, что требованиям к уровню рейтинга пока удовлетворяет лишь около 1% банков, и еще 5% имеют рейтинги международных агентств, но эти рейтинги более чем на два уровня ниже суверенного российского. Остальные 94% российских банков не имеют рейтингов этих агентств. Между тем очевидно, что доля достаточно надежных банков гораздо выше, чем считают агентства "большой тройки", и еще как минимум 30─40 федеральных и региональных банков могут быть признаны удовлетворяющими требованиям.

Выход есть

Ниже линии отсечения сейчас оказался целый ряд достаточно крупных и надежных банков. Но если они получат высокий рейтинг в российском агентстве, то смогут продолжить работу со страховщиками в прежнем объеме или даже расширить сотрудничество. Ведь в правилах прописан пункт о возможности принятия "рейтинга аналогичного уровня российского рейтингового агентства".

В мире существует практика отбора рейтинговых агентств для регулирования финансовых рынков. Как правило, в число рекомендованных или аккредитованных регулирующими органами попадают международные агентства "большой тройки" и одно-два наиболее авторитетных местных агентства. "Практика использования национальных рейтинговых агентств широко распространена в странах Европы и Юго-Восточной Азии, -- отмечает кредитный аналитик АКБ 'Союз' Мария Красникова. -- Дело в том, что в определенных аспектах национальные агентства лучше знакомы со спецификой ведения бизнеса в стране, которую они представляют".

Когда речь идет об экспансии иностранцев на банковский или страховой рынок, приводится множество аргументов в защиту отечественных игроков. Поэтому до сих пор и не произошло полной либерализации финансовых рынков -- и это правильно. Тем более не должно создаваться преференций (например, разрешить работать через филиалы) иностранным игрокам, если мы хотим сохранить национальный финансовый суверенитет. У того тезиса множество сторонников. Однако, когда дело касается рынка рейтингования, вдруг появляются призывы довериться лишь трем крупным американским агентствам и использовать их рейтинги в различных сферах регулирования. Но если власти и участники рынков будут использовать рейтинги лишь иностранных агентств, в стране никогда не будет построена собственная инфраструктура независимой оценки рисков. А это, между прочим, основа финансовой экспансии на рынки СНГ, Восточной Европы и других стран, поскольку там стандарт оценки рисков эмитентов и заемщиков задается из России.

"Страховое сообщество крайне заинтересовано в развитии национальных рейтинговых агентств в части анализа банков, что позволит иметь еще один независимый профессиональный взгляд на состояние надежности этих финансовых институтов, -- рассуждает генеральный директор СК 'Ренессанс-жизнь' Евгений Никифоров. -- Есть два условия, при которых это принесет страховщикам максимальную пользу: аккредитация агентств при регуляторе (признание возможности размещать страховые резервы в банках, оцененных национальными рейтинговыми агентствами) и более детальная шкала финансового состояния, позволяющая риск-менеджеру более точно, чем западные агентства, анализировать риски того или иного банка. Думаю, сейчас в России есть агентства, способные выполнить эти требования".

Вместе с тем важно крайне осторожно подходить к отбору рейтинговых агентств, чьи оценки будут приниматься регулятором. Нельзя превратить эту процедуру в формальность -- к агентствам должны предъявляться жесткие и конкретные требования. Ведь главная цель -- не просто собрать пул участников рейтингового рынка, а отобрать по-настоящему независимые и профессиональные агентства.