Трудная дорога к рынку

Алексей Янин
12 июня 2006, 00:00

Совместное воздействие государства и рыночных механизмов привели к тому, что страховые компании начали наращивать объемы средств, вкладываемых в рыночные инструменты. Причем происходит это вопреки давлению многих собственников и клиентов

Убыточность страховой деятельности на российском рынке значительно ниже, чем на Западе. И это относится не только к псевдорисковому страхованию ("зарплатным схемам"), которое, хотя и сильно сократилось, но все еще занимает существенную долю в общем объеме страховых операций, искажая статистические показатели. В то время как у европейских и американских страховщиков основной центр прибыли находится именно в сфере управления активами, для большинства российских компаний инвестиционная деятельность носит вспомогательный характер, а основные доходы они получают непосредственно от деятельности страховой.

Между тем статистические данные 2005 года подтверждают наметившуюся несколькими годами ранее долгосрочную тенденцию к росту убыточности страховой деятельности. На снижение прибыльности страхования влияют постоянный рост выплат, прежде всего в массовых видах, ОСАГО и автокаско, и снижение страховых тарифов в результате обострения конкуренции.

В подобных условиях страховщики, которые уделяют недостаточно внимания получению инвестиционного дохода от размещения страховых резервов, уже через несколько лет рискуют проиграть в конкурентной борьбе -- ведь компании, получающие более высокий инвестиционный доход, могут снижать тарифы, причем это будет не демпингом, а отражением их реальных конкурентных преимуществ.

Тонкости бизнеса

К улучшению качества инвестиционной политики страховщиков подталкивают не только законы рынка, но и государство -- при помощи нормативных мер. С 1 июля 2006 года вступают в силу новые Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, значительно ужесточающие требования к надежности инвестиционных вложений. Основным нововведением станет требование наличия рейтингов надежности у эмитентов ценных бумаг, а также банков, в которых размещаются средства страховщиков.

Пока же для структуры инвестиций "средней" российской страховой компании по-прежнему характерно преобладание нерыночных вложений, которые можно назвать вынужденными. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", в 1999─2002 годах усредненная доля так называемых вынужденных инвестиций составляла около 70% от совокупных вложений, к 2004 году она снизилась примерно до 60%. Сегодня, несмотря на продолжающееся снижение, на вынужденные инвестиции по-прежнему приходится более половины инвестиционного портфеля "среднего" страховщика.

Появление вынужденных инвестиций связано со спецификой взаимоотношений с крупнейшими клиентами или собственниками страховых компаний (часто это структуры одной и той же финансовой группы). Безусловно, подобные инвестиции не подарок. Вложения в долговые обязательства клиентов или дружественные банки сопровождаются анализом их финансового состояния, но часто этот анализ оказывается поверхностным, а доходность подобных вложений -- существенно ниже рыночной. Потери в прибыльности инвестиций обычно компенсируются дополнительными поступлениями страховых премий; в частности, работа с банковскими инструментами может сопровождаться страхованием залогов при осуществлении кредитных операций, страхованием самого банка и его сотрудников, клиентов и партнеров банка, предложением совместных продуктов.

Вложение средств в аффилированные структуры в большинстве случаев тоже не преследует цели получить инвестиционный доход. Часто при помощи подобных инвестиций раздувается уставный капитал страховой компании: юридические лица, являющиеся ее собственниками, оплачивают уставный капитал своими собственными акциями или ценными бумагами аффилированных структур. Очевидно, что подобные бумаги неликвидны и не приносят инвестиционного дохода (либо он минимален). Фактически подобные вложения становятся инвестициями только на бумаге и не имеют под собой реальной экономической составляющей.

Сложнее ситуация с инвестициями страховых компаний, входящих в крупные финансово-промышленные группы. Для них характерно регламентирование инвестиционной политики со стороны головной организации (она же во многих случаях и главный клиент). В результате основная часть инвестиций таких страховщиков приходится на компании, входящие в холдинг. Работа с финансовыми инструментами аффилированных структур позволяет страховым компаниям экономить на транзакционных издержках заключения сделок, в первую очередь на мониторинге надежности контрагента. Хотя подобные инвестиции и нельзя считать рыночными, во многих случаях их надежность (особенно для крупнейших страховщиков) достаточно высока. Тем не менее с чрезмерным увлечением инвестиционными вложениями в аффилированные структуры страховых компаний связаны риски их финансовой устойчивости из-за высокой зависимости от одного объекта инвестирования. По оценкам агентства "Эксперт РА", доля подобных вложений в общей структуре инвестиций российских страховщиков выше оптимальной с точки зрения экономической эффективности.

За пределами столицы

Региональное распределение инвестиций российских страховщиков также во многом определяется нерыночными факторами. Обычная практика во взаимоотношениях страховых компаний и региональных властей -- размещение средств страховых резервов в государственных или муниципальных ценных бумагах региона в обмен на право страхования по тендеру объектов, находящихся в региональной собственности. Возможен также вариант вложения средств в ценные бумаги компаний, близких к региональному руководству или с долей участия региона. В результате страховщик вместе со страховыми договорами получает на свой баланс многолетние "висяки" -- векселя и доли участия в различных ООО, которые не могут служить надежным обеспечением его страховых обязательств.

К сожалению, многие страховщики по-прежнему игнорируют принцип соответствия страхового и инвестиционного портфелей. Хотя статьей 27 Закона РФ об организации страхового дела и определено, что "инвестиции должны согласовываться по срокам и размерам со страховыми обязательствами", из-за невозможности постоянного контроля со стороны регулятора компании фактически по собственной инициативе решают (или не решают) задачу соотнесения структуры активов и обязательств по степени срочности.

В условиях быстрого роста страхового рынка и появления новых видов страхования полноценный анализ, сопоставимый с тем, который осуществляют ведущие западные страховщики, не производит практически ни одна страховая компания. В результате у некоторых страховщиков (включая широко известных) бизнес становится похож на финансовую пирамиду. Примером может служить ряд компаний, специализирующихся на автостраховании. До тех пор пока взносы растут высокими темпами, подобные страховщики имеют возможность осуществлять выплаты из страховых премий, собранных от вновь привлеченных клиентов, и несерьезно относиться к управлению активами. После того как приток новых клиентов иссякнет, недостаточное внимание к управлению средствами страховых резервов может привести к финансовым проблемам вплоть до банкротства.