Люди в черном взялись за дело

Культура
Москва, 19.06.2006
«Эксперт» №23 (517)
Сочинский кинофестиваль в этом году поменял и владельцев, и концепцию. «Кинотавр» превращается в немаловажную часть российской киноиндустрии

«Не бойтесь этих людей в черном — они не смогут испортить вам праздник», — взывал со сцены во время открытия прошлого, 16-го, «Кинотавра» Михаил Швыдкой, указывая на Александра Роднянского и Игоря Толстунова. «Солнце, море, Сочи — все это останется с вами», — заклинал он.

Солнце, море и даже неизменная гостиница «Жемчужина» — хит советских времен — действительно остались с «Кинотавром». Однако новые владельцы фестиваля праздник не то чтобы испортили, но сильно изменили его формат.

Пятнадцать лет «Кинотавр» существовал в виде приятного пляжного времяпрепровождения, как бы между делом выполняя ту задачу, ради которой он и был создан: сохранение профессионального сообщества. Когда выходило по несколько фильмов в год, увидеть которые было негде, когда прокат рухнул, а будущее отрасли казалось более чем сомнительным, когда цитата из Хармса «Жизнь победила смерть. Где именительный падеж, где винительный?» могла быть использована как эпиграф к печальной повести о современном русском кино — «Кинотавр» делал все, чтобы жизнь все-таки выступила в именительном падеже.

Но девяностые сменились двухтысячными, полный упадок — относительным подъемом, и глава «Кинотавра» Марк Рудинштейн стал все чаще жаловаться, что устал. К его жалобам привыкли, как к шуму прибоя, ни на секунду не принимая их всерьез. Поэтому, когда Рудинштейн заявил, что продает «Кинотавр», общественность до последней минуты ждала подвоха. Но сделка состоялась, и в 2005 году фестиваль перешел в другие руки — к холдингу «СТС-медиа».

Глава холдинга Александр Роднянский, так же, как и директор Первого канала Константин Эрнст, — это люди, пришедшие на телевидение из кино. Роднянский «в прошлой жизни» был известным режиссером-документалистом, Эрнст вел самую популярную передачу о кино — «Матадор». Они и задали один из главных кинематографических векторов последних лет: союз кино и телевидения и проистекающие из него большие бюджеты, мощнейшие промокампании, расчет на очевидный зрительский успех.

Ставший председателем попечительского совета «Кинотавра» Александр Роднянский и генеральный директор фестиваля Игорь Толстунов сразу декларировали, что не собираются использовать «Кинотавр» как рекламную площадь для картин собственного производства. И что никаких иллюзий по поводу того, что «Кинотавр» может в обозримом будущем стать основой для самодостаточного фестивального бизнеса, не испытывают. Фестиваль важен как часть отрасли, нормальное развитие которой во всеобщих интересах. Тем более что помимо конкурса фильмов в Сочи работает еще и кинорынок.

Все на продажу

Кинорынки, проходящие параллельно с крупными фестивалями, — нормальная международная практика. Для того чтобы участвовать в рынке, совсем не обязательно становиться участником конкурсной программы. Более того, не обязательно представлять готовый фильм: важно дать информацию о проекте — ролики, буклеты, поясняющие материалы. Можно параллельно участвовать и в конкурсе, и в кинорынке. Например, у студии Сергея Сельянова СТВ в этом году было два фил

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (517) 19 июня 2006
    Оружие
    Содержание:
    Мы на мушке

    Стремление США обеспечить себе абсолютное технологическое превосходство в военной сфере привело к полномасштабной гонке вооружений. В этой ситуации Россия должна не только догнать лидера, но и подготовить адекватный ответ

    Обзор почты
    Реклама