Вноминации «Лучшая инновация в энергетике» члены экспертного совета нашего конкурса назвали проект «Экологически чистая технология комплексной утилизации угольных шламов и отходов флотации углеобогатительных фабрик методом сжигания суспензионного топлива».
Разработана эта технология в НПП «Сибэкотехника» из Новокузнецка Кемеровской области. За ее тяжеловесным названием скрывается проект создания так называемого водоугольного топлива (ВУТа — в нем угольная пыль смешивается с водой и добавляется реагент-пластификатор для того, чтобы уголь из жидкой взвеси не выпадал в осадок) и использования его для сжигания в топках отопительных и энергетических котлов вместо газа, мазута да и собственно угля.
Еще в конце 50−х годов прошлого столетия советские ученые проводили исследования по созданию этой самой водоугольной суспензии, а также эксперименты по ее транспортировке и сжиганию в энергетических котлах. Эти НИОКР должны были решить проблему угольных шламов, образующихся при гидравлическом способе добычи и последующем «мокром» обогащении угля. Гидродобыча активно развивалась с середины 50−х. При этом способе пласты угля отбивались под большим давлением воды, а затем в виде пульпы транспортировались до места фильтрации и сортировки. Но сливаемая в отстойники после фильтрации вода уносила много угольной пыли, еще до трети обрабатываемого угля терялось на обогатительных фабриках. США подошли к проблеме прагматично: угольный шлам по сути представлял собой уже измельченный уголь для пылеугольного сжигания в энергетических котлах, транспортированная на электростанции по трубопроводам угольная пульпа осушалась и поступала в топки. В СССР несколько академических и отраслевых институтов изучали возможности сжигания шламовых остатков напрямую в водном растворе. В 80−х построили 262−километровый углепровод от шахты «Инская» в городе Белово Кемеровской области до новосибирской ТЭЦ-5 — здесь ВУТ без предварительного осушения сжигали в энергетическом котле.
Уже в постсоветские годы НПП «Сибэкотехника» продолжило технологические изыскания, опираясь на вихревые способы сжигания ВУТа, разработанные в барнаульском подразделении Центрального котлотурбинного института. Китайцы, уже сейчас сжигающие 15 млн тонн водоугольной смеси в год в энергетических топках, внимательно присматриваются к вихревым технологиям для применения в большой энергетике. У нас пока наблюдается обратный процесс: из-за отсутствия интереса к сжиганию ВУТа в большой энергетике разработчики обратились к энергетике локальной.
Дело в том, что ВУТ в состоянии заменить, например, мазут для котельных: 2,5 тонны ВУТ при себестоимости около 3 тыс. рублей могут заменить тонну мазута стоимостью около 8 тыс. рублей при небольших затратах на модернизацию. Речь пока идет о северных российских областях, где нет постоянного газового притока и многое зависит от так называемого северного привоза. В том же Мурманске стоимость тонны угля (а мурманский порт один из главных экспортных перевалочных баз российского энергетического угля) составляет не более 1300 рублей. Заинтересованность проявляют не только северяне — в средней полосе России, где есть лимиты по использованию природного газа, многие муниципальные образования (даже в Подмосковье) рассматривают ВУТ в качестве дешевого резервного топлива для котельных и небольших электростанций.