«Нацбест» не стал нацболом

Культура
Москва, 19.06.2006
«Эксперт» №23 (517)

В нынешнем году литературную премию «Национальный бестселлер» взял Дмитрий Быков — за 900-страничную биографию Пастернака. Взял после жестокого штурма, с четвертой попытки: Быков уже выходил в финал «Нацбеста» с «Оправданием» (2001), «Орфографией» (2003) и «Эвакуатором» (2005). Выбор победителя, состав шорт-листа и распределение голосов жюри подсказывают сразу несколько выводов: в сезоне-2006 «литература опыта» берет верх над «литературой выдумки», отечественная беллетристика резко политизировалась, а интеллигенция выясняет отношения со страной и Властью.

Вышивание по премиальной канве — любимое развлечение критиков, причем особый смак тут в плетении сразу двух узоров: «интриги» и «тенденции», с многозначительной перекличкой меж ними. Так что повод для программных толкований дал бы любой итог «Нацбеста».

В рамках шорт-листа аутсайдерами гляделись «Счастливцы и безумцы» Сахновского (все-таки сборнику лирических рассказов трудно спорить с публицистическими романами), «Американская дырка» Крусанова (все-таки коктейль из богемной тусовочности и имперского визионерства — это малость старомодно) и «2008» Доренко (все-таки слишком много антикремлевского фельетона и слишком мало belle lettre). В фаворитах ходили дебютант Рубанов с отличным тюремным романом «Сажайте, и вырастет» и радикал Прилепин с нацбольским евангелием «Санькя». Победи Прилепин — вуаля интрига: ведь председатель жюри — партайгеноссе, лидер НБП Эдуард Лимонов, член жюри — подруга Лимонова Екатерина Волкова. Победи «Сажайте, и вырастет» — опять же, вуаля: Рубанов не раз называл Лимонова своим любимым писателем, к тому же еще одни член жюри, режиссер и продюсер Илья Хржановский, только что приобрел на «Сажайте…» киноправа, а права издательские купил «Лимбус Пресс», тесно сращенный с оргструктурой «Нацбеста»…

Но победил Быков — три голоса жюри из шести достались ему (два — Прилепину, один — Рубанову). Не стоит, однако, полагать, что решение это компромиссное (к чему склоняется сам лауреат) или принятое «за выслугу лет» (на что намекают его недоброжелатели). Как и главные конкуренты, «Пастернак» основан на непридуманном опыте конкретной судьбы (роман Рубанова автобиографичен, роман нацбола Прилепина насыщен реальной фактурой на 90%). Как и остальные книги шорт-листа (за вычетом Сахновского), «Пастернак» публицистичен: это не просто жизнеописание поэта, а анализ механизмов русской истории. И вдобавок Быков, один из всех, делает на материале пастернаковской биографии предельно внятное высказывание на предельно болезненную тему: тему отношений интеллигента и Власти.

По Быкову, отечественная история — безнадежно циклична, расчислена на манер смены времен года. Бороться с этой цикличностью бесполезно (нельзя победить зиму или отменить лето), петь ей осанну — и бесполезно (сколько ни славь приход стужи, замерзнешь со всеми вместе), и унизительно. Так что главная проблема интеллектуала в России — выбор линии поведения, позволяющей не погибнуть, не опозориться и притом творчески реализоваться. Выво

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (517) 19 июня 2006
    Оружие
    Содержание:
    Мы на мушке

    Стремление США обеспечить себе абсолютное технологическое превосходство в военной сфере привело к полномасштабной гонке вооружений. В этой ситуации Россия должна не только догнать лидера, но и подготовить адекватный ответ

    Обзор почты
    Реклама