Всем сестрам по сковородкам

Культура
Москва, 19.06.2006
«Эксперт» №23 (517)

Традиционно во всех тройственных произведениях о путешествиях в потустороннем мире — что у Данте, что у Гоголя — именно ад интересней остальных частей того света. В «Потерянном рае» Джона Мильтона как раз Сатана — самый яркий и фактурный персонаж. Зло обычно красочней добра. Но второй фильм из кинотрилогии по сценарию Кшиштофа Кешьлевского и Кшиштофа Песевича «Рай, Ад и Чистилище» оказался хуже и «Небес» Тома Тыквера (2002) — первой части триптиха, и предыдущей громкой работы Даниса Тановича «Ничейная земля» (2001, «Оскар» за лучший зарубежный фильм).

В Париже, приютившем не одного славянского режиссера (от Кустурицы до тех же Кешьлевского и Тановича), живут порознь три сестры — три красавицы. У всех своя несчастная любовь — и одна злая мать, которая не может ходить и разговаривать, а только пишет короткие записки округлым детским почерком. Каждая сестра, конечно, несчастлива по-своему, но определенный общий паттерн просматривается. Одну не любит изменяющий ей муж, другую — бросивший ее любовник, третью, похоже, вообще никто не любит, кроме кондуктора электрички. Причина кроется в детстве; какие-то вещи пережить и остаться нормальным не получается. Для верности «Ад» окольцован кадрами выпавших из гнезда кукушкиных яиц и содержит пересказ и современную трактовку мифа о Медее.

Понятно, что все сюжетные линии встретятся в финале, продублировав друг друга; на протяжении всего фильма хочется, чтобы они сделали это как можно скорее. Старомодно снятый на длиннофокусных крупных планах, когда кроме лица героя все в кадре мечтательно размыто, «Ад» периодически пижонит не к месту дрожащей камерой и такими фальшивыми бриллиантами киногеничности, как столики в кафе и головокружительные лестничные спирали. Впрочем, главный магнит визуальности — обнаженная или затянутая не важно во что Эммануэль Беар с крупными печальными глазами — продолжает притягивать, хотя это, конечно, несколько другой жанр. Да и вообще фрейдистская драма в буржуазном семействе все время лезет куда-то не туда: с начала и до конца режет ухо напряженно топорная музыка — непосредственно пришедшая из плохого триллера (в хороших триллерах давно уже используют Бартока и Лигети).

Фильм на экзистенциальные темы, как это ни банально, настолько непростой и неподатливый материал, что снимать его стоило бы самому покойному Кешьлевскому или, на худой конец, Бергману. А иначе получается мучительно тоскливо. Хотя если ад это не кипящие котлы и раскаленные сковородки, а непрерывное раздражение и леденящая душу скука, то картина Тановича соответствует названию.

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (517) 19 июня 2006
    Оружие
    Содержание:
    Мы на мушке

    Стремление США обеспечить себе абсолютное технологическое превосходство в военной сфере привело к полномасштабной гонке вооружений. В этой ситуации Россия должна не только догнать лидера, но и подготовить адекватный ответ

    Обзор почты
    Реклама