Выход из кризисной норки

Кирилл Кириченко
26 июня 2006, 00:00

В рыночной экономике периоды роста чередуются с периодами спада и депрессии. Однако на рубеже веков смена фаз экономического развития ускорилась, да и конъюнктурные изменения становятся все хаотичнее. Поэтому ни одна компания не гарантирована от внезапного кризиса. «Управление бизнесом» — это сборник антикризисных рецептов от авторов Harvard Business Review.

Рецепты с кухни этого авторитетного журнала, как всегда, парадоксальны. Так, в статье «Как в период спада заложить основу будущего подъема» директор бостонского отделения консалтинговой фирмы Bain & Company Дэвид Ригби предлагает компаниям не идти по очевидному пути сокращения издержек в период кризиса, а, наоборот, искать резервы для развития тех сторон деятельности, в которых можно добиться конкурентного преимущества. Например, производитель электронных компонентов Solectron в период рецессии начала 90-х годов «сделал решительную ставку на высокое качество, сумев удержать таких покупателей, как IBM, Hewlett-Packard и Sun Microsystems». В итоге при выходе отрасли из спада компания вытеснила с лидирующих позиций давних конкурентов. А Дэвид Н. Джеймс, практикующий антикризисный консультант, уверяет, что в кризисные моменты на бизнесе гораздо разрушительнее сказывается бездействие, чем неверное решение. Например, выводя из кризиса чартерную компанию Dan-Air, Джеймс предложил увеличить число регулярных рейсов в расчете на повышение спроса после окончания войны в Персидском заливе. Вопреки расчетам решение не привело к увеличению пассажиропотоков, но перевозчик оказался обладателем выгодных авиамаршрутов, что сделало его привлекательным для поглощения British Airways. Так что в трудные моменты спрятаться в безопасной норке — не выход; слишком велик риск, что из этой норки потом так и не удастся выбраться.