«Улыбка цыганки» вместо «Шабли»

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков журнала «Эксперт»
3 июля 2006, 00:00

Бюрократические проволочки в реализации законодательных инициатив вызвали кризис на алкогольном рынке: полки в винных магазинах пусты, а поставщики подсчитывают убытки

Отечественная алкогольная отрасль в кризисе: многие компании — дистрибуторы алкоголя закрылись, склады завалены товаром, который нельзя продавать, в то время как винные магазины пусты. Так, в «Ароматном мире» вместо широкого алкогольного ассортимента недоумевающий покупатель сегодня может увидеть разве что квас и воду.

Этот кризис был ожидаемым — участники рынка начали о нем говорить еще в середине 2005 года, когда был принят закон о госрегулировании алкогольной отрасли. Согласно новому закону вся алкогольная продукция должна пройти маркировку новыми акцизными марками со штрих-кодами, а производители, дилеры и в перспективе розничные сети — обзавестись оборудованием, с помощью которого можно считывать новый штрих-код. А считав, регистрировать каждую единицу продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета производства и оборота алкогольной продукции.

Срок введения в действие системы — до 1 июля сего года. По окончании объявленного срока осуществлять деятельность без этой системы учета будет запрещено. На сегодняшний день только половина участников алкогольного рынка обзавелась необходимым оборудованием. Остальные рассчитывают на то, что сроки установки ЕГАИС все же будут продлены еще на несколько месяцев.

Что касается новой маркировки алкогольной продукции, то именно это мероприятие в большей степени и привело рынок к коллапсу. По закону ввозить алкоголь со старыми марками можно было до 1 апреля, а продавать до 1 июля. Большинство поставщиков успело завезти достаточные объемы импорта за первые три месяца года. Однако распродать все до 1 июля оказалось нереальным. В магазинах прошла волна распродаж, о значительных скидках объявили все крупные торговые сети. Но ликвидировать запасы это не помогло. По данным Национальной алкогольной ассоциации, объем нераспроданного алкоголя со старыми марками сегодня достигает 10 млн декалитров.

С другой стороны, получить от государства марки для новой продукции оказалось тоже нелегко. По словам импортеров, они начали получать марки только во второй половине мая вместо ноября прошлого года, и теперь отправляют их в страны-производители, чтобы там их наклеили на конечный продукт. Сделать это быстро не получится, поэтому достаточного количества нового импорта ждут не раньше середины июля. Сегодня, по словам игроков, новый импорт только начинает поступать, и завозят его наиболее крупные производители — компании типа Pernod Ricard и Bacardi-Martini.

Главный вопрос, стоящий сегодня перед участниками рынка: что делать с нераспроданным алкоголем? Как легализовать бутылки со старыми акцизными марками, которые уже ввезены?

Бумага вместо бутылки

За неделю до окончания срока начальник отдела департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Дмитрий Шаблинский объявил, что ввезенный алкоголь со старыми марками импортеры смогут перемаркировать до 29 декабря. Перемаркировку должны осуществлять импортеры в присутствии сотрудников ГТК. В связи с этим вся имеющаяся в обороте продукция до 1 июля должна быть передислоцирована на склады поставщиков и импортеров, обладающих лицензией на ее хранение. Собственно, попыткой вернуть товар для перемаркировки и объясняется сегодня отсутствие алкоголя на розничных полках.

Но это только попытка. Осуществить все мероприятие на практике почти нереально, считают дистрибуторы. «Вот представь — ты поставщик, продаешь алкоголь по всей стране от Мурманска до Владивостока, — говорит нам представитель одной из компаний. — И тебе со всей страны начинают везти его обратно. Магазины возвращают мелким оптовикам, последние — крупным, а те, в свою очередь, импортерам. Ни у какого импортера нет таких складов, которые могли бы вместить всю проданную продукцию по всей стране. Это очень сложно осуществить».

Проблема усугубляется еще и тем, что ни у всех компаний есть средства на транспортировку алкоголя, на закупку новых марок, инвентаризацию и идентификацию всех бутылок и, наконец, на само переклеивание марок. В сложном положении оказались многие предприятия общественного питания. Особое беспокойство во многих ресторанах и отелях вызвала необходимость возвращения поставщикам элитного вина длительного хранения — некоторые предприятия собирали свои винные коллекции 15 лет. Серьезное, дорогое вино после всех этих манипуляций потеряет свои вкусовые качества.

Очевидно, что провести мероприятие «с передвижением бутылок» наверняка не получится. По имеющимся у «Эксперта» сведениям, участники рынка ищут «бумажные» способы решения этой проблемы. «Например, поставщик присылает нам заверенную бумагу о том, сколько у него осталось алкоголя, а мы с этой бумагой получаем для него в ГТК новые акцизные марки», — говорят импортеры.

Россияне в шоколаде

Сама идея легализации алкоголя посредством введения дополнительных защитных механизмов (новых марок со штрих-кодами, единой учитывающей их системы ЕГАИС), по мнению участников рынка, способна увеличить его прозрачность. Но задержка с законодательным определением процедур перемаркировки вызвала беспорядок: разработкой постановлений об алкоголе одновременно занималось несколько министерств. Чиновничья неразбериха дорого обошлась игрокам рынка — импортеры оценивают убытки от простоя начиная от нескольких сотен миллионов и кончая полутора миллиардами долларов. Закономерным следствием этого простоя стало разорение многих, особенно мелких, поставщиков. Ожидаются также сложности и с продажей импорта с новыми марками. «Многие из операторов, дилеров, с которыми мы работали, находятся в финансовом кризисе, — говорит Андрей Егоров, представитель компании “Винный мир”. — Продавать-то будет некому».

Некоторые поставщики еще выживают за счет переориентации на российский продукт и на работу с крупными импортерами, уже начавшими ввозить алкоголь с новыми акцизными марками. Российские производители оказались в лучшем положении: порядок перемаркировки для них был определен еще в мае, новые марки они тоже начали получать раньше. В отличие от импортеров, согласно официальному письму Минфина, им даже не нужно дополнительно платить новые акцизы, будут учитываться старые платежи. «Российские производители уже давно в шоколаде», — говорит Андрей Егоров. Собственно, продукция отечественного производства и составляет сегодня основу скудного ассортимента в винных магазинах. «Если раньше на наши вина клиенты даже не смотрели, то сегодня они на вес золота. Все эти ‘Улыбка цыганки’ и ‘Глаза кубанки’ улетают со свистом», — отмечает г-н Егоров.

Сейчас импортерам и поставщикам импортного алкоголя, а заодно и потребителям остается только ждать — дефицит импорта смогут исправить только к осени. Многие дилеры временно приостановили свою деятельность, распустив персонал в неоплаченный отпуск. По мнению участников рынка, большую часть ввезенного алкоголя удастся все же перемаркировать, а не придется отправлять на уничтожение, которое, в свою очередь, тоже сложная и дорогостоящая процедура.

Что касается структуры рынка в целом, то хотели того власти или у них случайно так вышло, но количество игроков существенно сократилось. Кстати, этому способствовали и предыдущие решения наших чиновников о запрете ввоза вина из Молдавии и Грузии. Многие даже солидные импортеры, чей бизнес был связан с этими странами, сегодня прекратили работу. Скорее всего на алкогольном рынке останется несколько крупных игроков, с которыми в дальнейшем легче будет договариваться и которых легче будет контролировать. С учетом этого сегодняшние разговоры о введении госмонополии на производство и оборот алкоголя выглядят не такими уж безосновательными.