«Улыбка цыганки» вместо «Шабли»

Русский бизнес
Москва, 03.07.2006
Бюрократические проволочки в реализации законодательных инициатив вызвали кризис на алкогольном рынке: полки в винных магазинах пусты, а поставщики подсчитывают убытки

Отечественная алкогольная отрасль в кризисе: многие компании — дистрибуторы алкоголя закрылись, склады завалены товаром, который нельзя продавать, в то время как винные магазины пусты. Так, в «Ароматном мире» вместо широкого алкогольного ассортимента недоумевающий покупатель сегодня может увидеть разве что квас и воду.

Этот кризис был ожидаемым — участники рынка начали о нем говорить еще в середине 2005 года, когда был принят закон о госрегулировании алкогольной отрасли. Согласно новому закону вся алкогольная продукция должна пройти маркировку новыми акцизными марками со штрих-кодами, а производители, дилеры и в перспективе розничные сети — обзавестись оборудованием, с помощью которого можно считывать новый штрих-код. А считав, регистрировать каждую единицу продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета производства и оборота алкогольной продукции.

Срок введения в действие системы — до 1 июля сего года. По окончании объявленного срока осуществлять деятельность без этой системы учета будет запрещено. На сегодняшний день только половина участников алкогольного рынка обзавелась необходимым оборудованием. Остальные рассчитывают на то, что сроки установки ЕГАИС все же будут продлены еще на несколько месяцев.

Что касается новой маркировки алкогольной продукции, то именно это мероприятие в большей степени и привело рынок к коллапсу. По закону ввозить алкоголь со старыми марками можно было до 1 апреля, а продавать до 1 июля. Большинство поставщиков успело завезти достаточные объемы импорта за первые три месяца года. Однако распродать все до 1 июля оказалось нереальным. В магазинах прошла волна распродаж, о значительных скидках объявили все крупные торговые сети. Но ликвидировать запасы это не помогло. По данным Национальной алкогольной ассоциации, объем нераспроданного алкоголя со старыми марками сегодня достигает 10 млн декалитров.

С другой стороны, получить от государства марки для новой продукции оказалось тоже нелегко. По словам импортеров, они начали получать марки только во второй половине мая вместо ноября прошлого года, и теперь отправляют их в страны-производители, чтобы там их наклеили на конечный продукт. Сделать это быстро не получится, поэтому достаточного количества нового импорта ждут не раньше середины июля. Сегодня, по словам игроков, новый импорт только начинает поступать, и завозят его наиболее крупные производители — компании типа Pernod Ricard и Bacardi-Martini.

Главный вопрос, стоящий сегодня перед участниками рынка: что делать с нераспроданным алкоголем? Как легализовать бутылки со старыми акцизными марками, которые уже ввезены?

Бумага вместо бутылки

За неделю до окончания срока начальник отдела департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Дмитрий Шаблинский объявил, что ввезенный алкоголь со старыми марками импортеры смогут перемаркировать до 29 декабря. Перемаркировку должны осуществлять импортеры в присутствии сотрудников ГТК. В связи с этим вся имеющаяся в обороте продукция до 1 и

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (519) 3 июля 2006
    Мировые финансы
    Содержание:
    Нас не вычеркивайте

    Новая многовалютная финансовая система будет формироваться при активном российском участии

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама