Узы инноватики

Наука и технологии
Москва, 03.07.2006
«Эксперт» №25 (519)
Чтобы в России сформировалась конкурентоспособная инновационная экономика, а учебные заведения страны появились среди лидеров мировых образовательных рейтингов, конкурсы инновационных образовательных программ надо проводить не менее шести лет подряд

В июне завершился конкурс среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы образования, и каждая из трех тысяч школ-победительниц теперь получит по миллиону рублей в качестве господдержки инновационной деятельности. Месяцем ранее закончился аналогичный конкурс среди высших учебных заведений. На инновационную образовательную программу каждый вуз мог запрашивать до миллиарда рублей при условии привлечения им самим не менее 20% от общего объема инвестиций в программу. Победило 17 вузов. Размеры грантов составили от 220 до 970 млн рублей.

Эти два конкурса наряду с еще двумя проектами (создание двух национальных университетов и двух бизнес-школ мирового уровня) направлены на системные изменения в образовании. Благодаря им наше образование должно стать более инновационным и более адекватным запросам времени.

Не за прошлые заслуги

Все инновационные программы вузов, рассчитанные на два года, выглядят вполне системно: в них предусматриваются и наращивание инфраструктуры, и изменение способов и условий обучения, и институциональные преобразования, и производство научно-технической продукции. Впрочем, это не удивляет: победившие в конкурсе вузы действительно сильные, более половины из них постоянно присутствуют в первой десятке различных российских рейтингов.

Как отбирались грантополучатели? Основных критериев было два: оценка качества и результативности представленной инновационной образовательной программы и оценка инновационного потенциала высшего учебного заведения. Качество и результативность программы оценивались экспертами по следующим критериям: ожидаемое изменение качества образования; изменение научных разработок и внедрение их результатов; соответствие привлекаемых ресурсов и схемы управления масштабу заявленной программы; эффективность организационной и финансовой поддержки вузов внешними партнерами и ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах.

Оценка инновационного потенциала рассчитывалась по четырем характеристикам: эффективность научной и инновационной деятельности; эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики; интеллектуальный потенциал вуза и наличие необходимой материальной и информационной базы. Все это в динамике последних трех лет.

Потом эти две оценки сводились, и выстраивался рейтинг, на основании которого конкурсная комиссия принимала решение о победителях и объемах их поддержки.

Сложные технические объекты

Судя по победившим программам, в наших вузах есть инновационный потенциал и, что самое главное, лучшие ориентированы на решение одновременно актуальных и стратегических задач, а не на локальные разработки. Приведем три наиболее показательных примера.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, продолжая традиции инженерного образования, запускает программу «Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надежности и

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (519) 3 июля 2006
    Мировые финансы
    Содержание:
    Нас не вычеркивайте

    Новая многовалютная финансовая система будет формироваться при активном российском участии

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама