Не присуждается навсегда

3 июля 2006, 00:00

О будущем мировой валютной системы «Эксперту» рассказывает главный экономист Deutsche Bank Норберт Вальтер.

— Ожидаете ли вы изменения мировой системы резервной валюты?

— Да, но это будет постепенно. Определенные изменения в распределении валютных резервов мировыми центральными банками происходят в течение последних лет. Наиболее яркий и очевидный тренд — рост значимости евро как резервной валюты. По официальным данным МВФ, доля евро в официальных мировых резервах выросла с 17,9 процента в 1999 году до 25 процентов в 2004-м, в то время как доля долларовых резервов сократилась за это время до 66 процентов. Совершенно очевидно, что в последние два года (с 2004-го по 2006-й) доля евро растет еще быстрее. Посмотрите, например, на анонсы «денежных властей» Китая и Швеции, которые намерены диверсифицировать свои валютные резервы. Диверсификация мировых резервов за счет евро продолжится и дальше. Евро стал стабильной и ликвидной валютой, с рынками государственных ценных бумаг, которые практически не уступают долларовым. Азиатские страны — главные держатели доллара — сталкиваются с ростом их собственных валют по отношению к доллару. Их валютные резервы обесцениваются, поэтому они будут вынуждены сокращать долю доллара и повышать долю евро.

— Что произойдет с долларом как с основной резервной валютой?

— Думаю, в обозримом будущем доллар сохранит свою роль доминирующей резервной валюты. Это произойдет из-за некоторых преимуществ, которыми располагает доллар и которые не может предоставить евро своим держателям. США — военная супердержава, которая играет роль безопасной гавани для многих инвесторов. Штаты обладают более гибкой экономикой и лучшим потенциалом роста по сравнению с зоной евро. Тем не менее еще в 2000 году я осмелился предсказать, что к 2010 году рыночная доля евро достигнет 30–40 процентов. И до сих пор так считаю.

— Какие еще валюты могут стать резервными?

— Валют, которые могут быть использованы как резервные, очень мало. В основном это иена, фунт стерлингов и швейцарский франк. Но не думаю, что и в будущем они смогут играть большую роль как резервные валюты. Этого не произойдет из-за относительно небольшого размера экономик этих стран по сравнению с США и еврозоной, а также из-за относительно низкой привлекательности их финансовых рынков. Поэтому я думаю, что в будущей мировой экономике будут две основные и конкурирующие между собой резервные валюты — доллар и евро.

— Какие условия необходимы, чтобы валюта страны могла стать резервной?

— Статус резервной валюты не присуждается навсегда, как это прекрасно показало падение фунта стерлингов и рост доллара в первой половине XX века. Но если валюта хочет получить статус резервной, должно быть выполнено несколько предварительных условий. Экономика страны-эмитента должна быть большой и динамичной, с относительно высокой долей в мировом экспорте, с высоким уровнем стабильности цен, с большими и ликвидными финансовыми рынками. Страна должна быть политически стабильна и иметь военную мощь, дающую ей определенное стратегическое преимущество.

— Что, например, должен сделать Китай, чтобы сделать свою валюту резервной?

— Я не думаю, что это мудро — советовать развивающимся рынкам, к которым относится и Китай, ставить целью сделать свою валюту резервной. Судя по сегодняшней ситуации, в стране есть более важные задачи: поддержание высоких темпов экономического роста, развитие финансовых рынков, преодоление экологического кризиса. Но, конечно, Китай имеет шанс сделать свою валюту резервной в более отдаленном будущем. Страна очень быстро развивается и имеет огромный экономический потенциал. В то же время очень быстро интегрируется в мировую экономику. Однако обеспечение различных требований, необходимых, чтобы валюта стала резервной, займет не несколько лет, а десятилетия. Такой промежуток времени потребуется, чтобы создать большие и ликвидные финансовые рынки, солидную банковскую систему, а также чтобы либерализовать движение капитала и обеспечить своей валюте высокий уровень ценовой стабильности. Не стоит забывать, что статус резервной валюты основан на международной уверенности и признании и создается рыночными силами.

— Как будет выглядеть мировая резервная система через 20–30 лет? Будет ли она по-прежнему основана на плавающем курсе или станет более фиксированной?

— Я вполне могу себе представить, что это будет трехполярная международная валютная система, основанная на долларе, евро и юане. Иными словами, мы получим новую «большую тройку» с США, еврозоной и Китаем как основными игроками на глобальной валютной арене. Доллар, вероятно, останется наиболее важной колонной, поддерживающей всю систему. Набирающий силу юань будет якорем для многих азиатских валют, включая иену. Более того, юань может стать общей валютой для потенциального азиатского валютного союза (AMU).