Превед, Владимир Владимирович!

Андрей Громов
10 июля 2006, 00:00

Вопросы президенту, собранные в интернете, показали, что отношение людей к себе, к власти и к бизнесу значимо изменилось

Шестого июля президент России Владимир Путин отвечал на вопросы пользователей интернета. Сам по себе жанр общения президента с народом за последние годы успел приесться и стать одним из элементов официоза, однако на этот раз все было не совсем обычно. Акция "Яндекса" по сбору вопросов и голосованию за них проходила без какого-либо контроля со стороны власти. Модерацию же осуществлял сам "Яндекс" и при отборе руководствовался только двумя вполне формальными критериями: наличием самого вопроса и отсутствием ненормативной лексики. Более того, все вопросы, заданные Путину, находились в открытом доступе и за них даже можно было голосовать. Ну и наконец, интернет-среда принципиально анонимная, а потому вопросы президенту задавались куда свободнее, чем обычно. В итоге сбор вопросов выпал из пространства официоза и стал весьма показательной общественной акцией, едва ли не более значимой, чем ответы президента. Тем более что акция, несмотря на период отпусков, вызвала огромный интерес сайт, где собирались вопросы, посетили 934 тыс. человек, собрано 156 тыс. вопросов и учтено 1 196 910 голосов.

Спросить нечего, зато есть что сказать

Итак, о чем же спрашивали президента? Да почти ни о чем и не спрашивали. Из 156 тыс. вопросов, собранных "Яндексом", большинство по сути вопросами вовсе не являются. Вряд ли весьма часто встречающаяся формулировка вопроса "Когда наконец" ("закончится дискриминация русских", "будет легализована марихуана", "престанут бить за смуглую кожу и раскосые глаза", "повысят пенсии", "в России не будет всеобщего призыва", "жилье в Москве станет доступным для простых работающих людей", "закончится произвол чиновников") предполагает хоть сколько-нибудь конкретный (в данном случае временной) ответ. Это не вопрос, а скорее послание президенту. То же и с вопросами типа "Знаете ли Вы, как на самом деле живут граждане России?", "Почему в России, студент, который получает красный диплом, должен уходить в армию?", "Почему в такой богатой стране живут такие нищие люди?" и так далее и тому подобное ответить на них в принципе можно, но задают их, очевидно, не для того, чтобы получить какой-либо ответ от первого лица страны. Впрочем, и многие вполне конкретные вопросы, вроде того что задал некий Серега из Тамбова: "Товарищ президент, как мне пропатчить KDE2 под FreeBSD?" (этот вопрос собрал, кстати, более 1800 голосов) задавались явно не из желания получить ответ президента. По сути дела, это тоже послание.

Десакрализация власти

Какие же послания были отправлены президенту в виде вопросов и голосов за них? Начнем с лидеров рейтинга вопросов про "огромных, свирепых, человекообразных роботов" (26 тыс. голосов), "отношение к МЕДВЕДУ" (28 тыс. голосов), "пробуждение Ктулху" (16 тыс. голосов) и прочего интернет-стеба. Это тоже послания, и весьма значимые. Общение президента с народом во многом традиционно воспринимается как сакральный акт. Спрашивающие надеются задать "правильный вопрос" (для страны, лично для себя, для своих близких, для своих единомышленников) и получить на него "правильный ответ". Тут же в самом вопросе заключено полное безразличие к ответу и тем более к "правильному ответу" президента мы развлекаемся и предлагаем президенту поразвлекаться с нами. То есть смысл этих вопросов (осознан он голосовавшими или нет не так важно) десакрализация общения с президентом, самого президента и вообще власти.

Манифесты, просьбы и жалобы

Другая группа посланий это политические манифесты. Причем в большинстве случаев вопросы президенту оказались полем противоборства различных противостоящих друг другу сил. Особенно яростная борьба развернулась в разделе "Ксенофобия", где вопросам (и голосованию по ним) о "засилии кавказцев" противостояли вопросы о "засилии скинхедов" и растущем национализме. Каждая группа хотела представить свою позицию как голос граждан России (вариант голос русского народа") это было политическое противостояние, и ответы президента тут мало кого волновали. Впрочем, и во многих других разделах борьба шла по похожему сценарию. В частности, как только появилось заметное число вопросов-требований убрать игровые автоматы из российских городов тут же подключилось игорное лобби, и в итоге к моменту ответов президента рейтинг возглавляли послания совсем другого рода: "А зачем выселять игровые залы из городов? Люди ведь должны иметь возможность развлекаться?"

По этим вопросам-манифестациям вполне можно составить картину ключевых проблем, волнующих общество, и составить представление об уровне и качестве общественного противостояния. "Национальный вопрос", "проблема армейского призыва", "недостаток/избыток демократии", "проблема наркотиков разрешение/запрет легких наркотиков", "игорный бизнес", "разрешение на ношение огнестрельного оружия" (вопросы-послания по этому поводу оказались абсолютными лидерами в разделе преступность и право") в основном это классические темы, лежащие в основе общественного противостояния в большинстве западных стран.

Еще одна группа посланий это просьбы. Собственно общение граждан с президентом это шанс решить какую-то конкретную проблему. Где-то нет воды, где-то плохо с отоплением, кто-то не может получить гражданство, кому-то недоплачивают пенсию, кому-то не выделяют лекарств разумеется, все эти вопросы не совсем президентского масштаба, но если повезет и президенту подсунут именно их они непременно решатся. А потому вопросы президенту это всегда еще и лотерея просителей. Причем многие из нынешних вопросов-просьб вполне достойны того, чтобы обратить на них в том числе и президентское внимание. Приведем лишь один: "Г-н Президент, в 2003 году Вам на e-mail было отправлено письмо от Усманова В. К., 19 лет, писавшего о бесправном положении в нашей стране больных муковисцидозом. Вскоре этот мальчик умер. Ответа не было. С тех пор положение этих больных стало только хуже: теперь они вообще не получают лекарств (приказ 324 Минздрава)". Муковисцидоз болезнь на сегодняшний день неизлечимая, однако современные медицинские средства помогают продлить жизнь больных до сорока и более лет. У нас же сегодня большинство больных не доживает и до двадцати пяти.

Ну и наконец, довольно большая группа посланий жалобы. Жалобы на жизнь, власть и вообще на все подряд. Вполне типичный и весьма внушительный блок. Однако, внимательно присмотревшись к этим вопросам, можно заметить очень важные тенденции. Во-первых, многие жалобы вовсе не сопровождаются иждивенческими требованиями к государству "дать людям все". Скорее, наоборот, люди просят власть или оставить их в покое и дать возможность самим работать и зарабатывать, или создать условия (дать первоначальный толчок), чтобы самим обеспечить свою жизнь. В частности, в теме "Жилье" наряду с сетованиями на высокую стоимость квартир в стране и особенно в Москве (которые, к слову, не совсем справедливо относить к иждивенческой психологии цены на жилье в столице действительно невообразимые) и жалобами обманутых вкладчиков центральный блок составляют вопросы, где предлагается дать людям землю (в основном просят один гектар) для того, чтобы они САМИ строили себе дома и обустраивали свою жизнь. И землю просят вовсе не на Рублевском шоссе. Весьма характерны и жалобы бизнесменов. В основном вопросы касаются малого бизнеса, а их лейтмотив выразил Анатолий из Новосибирска: "Владимир Владимирович! Прошу нет, я Вас просто умоляю не говорите больше ничего о поддержке малого предпринимательства, потому что как Вы только скажите об этом, так нам становиться тежелее, в плане налогов и отчетности".

Во-вторых, жалобы и претензии к президенту по поводу уровня жизни строятся уже совсем не по схеме: "Вот простые люди (ученые, учителя, пенсионеры) живут на 2000 рублей, а олигархи и бизнесмены жируют на наши деньги". В вопросах почти нет олигархов, нет никакого противопоставления бизнеса и народа. То есть в восприятии народа бизнес стал вполне легитимной частью общества не отдельной, стоящей вне народа группой, а тем же народом. Зато ключевым противопоставлением стало противопоставление народа и чиновников. Схема вопросов изменилась: изложенная в одном из писем, она выглядит примерно так: "Народ получает 3000 рублей, а слуги народа ездят на машинах стоимостью в 3 миллиона".

Собственно, в основной массе вопросов (не только раздела "Коррупция и бюрократия", но и разделов "Качество жизни", "Жилье", "Преступность и право") именно госчиновники выступают в роли главных виновников бедствий народных.

Сами представители власти вопросы президенту часто называют "бесценным социологическим материалом". Трудно сказать, насколько нынешние вопросы бесценны, но материала к размышлению они дают немало. И едва ли не в первую очередь потому, что главное послание президенту на этот раз звучало примерно так: "Мы живем своей жизнью президент своей, и нас все это устраивает". Собственно, интенция показать президенту независимость от него граждан (иногда злобная, но чаще вполне нейтральная и даже с лояльностью и симпатией) один из главных лейтмотивов нынешних вопросов. Относиться к этому можно по-разному, но учитывать стоит в любом случае.