На российском рынке книг об управлении редко встретишь работы немецких авторов. На полках магазинов стоят все больше труды представителей американской школы, впрочем, разбавленные в последнее время изданиями о шведской модели менеджмента. Между тем, учитывая успешность немецкого бизнеса, неплохо было бы узнать, на чем эта успешность основана.
Пробел в некоторой степени восполняет серия, названная подчеркнуто скромно — Taschen Guide (карманный справочник) «Просто! Практично!». В ней собраны рекомендации немецких специалистов по управлению, касающиеся самых разных тем — от способов расчета затрат и прибыли до рекомендаций по развитию креативности в организации.
Серия, предназначенная для поиска ответов на ситуативно строго очерченный круг вопросов (как построить команду, как искать работу, как разрешать конфликты), не претендует на концептуальные откровения. Это вам не фонтанирующие парадоксальными идеями шведы. Цель авторов — прописать алгоритм решения часто встающих перед практикующими менеджерами проблем. Алгоритмы прописываются буквально пошагово. В этом немецкие профессора по управлению пошли дальше своих американских коллег. Те тоже стараются структурировать подход к проблемам, но останавливаются на том, что предлагают графические модели в виде пирамид и матриц, позволяющие разнести по полочкам все аспекты задачи. Тем самым они придают определенное направление поиску решения. Немцы же педантично описывают само решение.
Иной раз склонному к безалаберности российскому читателю тщательность, с которой авторы прописывают свои инструкции — идет ли речь о правильном построении делового разговора, о признании коллег, об освобождении от психологического давления, — может показаться дикой. Например, шаг первый в руководстве «Разговор—знакомство» (речь идет о беседе с кандидатом на вакантную должность) обозначен так: «Поприветствуйте соискателя» (см. Вольфганг Ментцель. «Деловой разговор с сотрудниками как инструмент управления»). Однако такие все же курьезы не определяют лицо серии. Как ни странно, все эти рекомендации («стимулируйте готовность к беседе, а именно: установите связь, сначала поговорите о позитивном, но кратко»; «если вы комментируете чьи-то успехи и манеру поведения, делайте это не абстрактно, а конкретно»; «дайте сотруднику возможность выразить свои чувства») в общем контексте не производят впечатления «методичек для тупых». Более того, подходы серии не раздражают даже в приложении к таким тонким, имеющим отношение к глубинам человеческой психологии вопросам, как мотивация или техники креативности. Кстати, большинство брошюрок серии посвящено именно таким, человеческим аспектам менеджмента.
Дело, видимо, в том, что «методички для тупых», попадающиеся на рынке, пишутся теми, кто видит в своей аудитории именно что тупых и потому старается максимально упростить саму проблему. В рецензируемой серии все наоборот: авторы рассчитывают на аудиторию из умных, профессиональных, востребованных — и вследствие этого чрезвычайно занятых людей. У такого читателя нет времени переворачивать горы литературы, но есть готовность постоянно учиться, потому что они ориентированы на максимально эффективное исполнение своей работы.
Отсюда вытекают особенности структуры брошюр серии. В каждой из них сначала в сжатом виде излагаются основные концепции, связанные с той или иной проблемой. Скажем, Матиас Нельке, автор «Техник креативности», счел нужным посвятить целую главку результатам новейших исследований деятельности человеческого мозга, опровергающим известную теорию о роли двух полушарий в мышлении, согласно которой левое полушарие ответственно за логику и анализ, а правое — за интуицию и синтез. Оказывается, мышление вовсе не разделено границами полушарий, специализированные на одной задаче центры — например, визуальные — разбросаны по всему мозгу. Так что даже в простейших мыслительных действиях участвует множество связей на клеточном уровне, охватывающих мозг целиком. Разрушается миф о том, что, если у человека развито только одно полушарие, он обречен на один-единственный стиль мышления. Значит, можно натренироваться мыслить разными стилями.
Практически в каждый карманный справочник утаптывается львиная доля того, что известно на данный момент управленческой науке о разбираемой проблеме. Например, в брошюрке о том, как не поддаваться манипуляции со стороны людей, пытающихся добиться своего некорректными способами, вниманию читателя предлагается 26 видов техник манипуляций и, соответственно, столько же способов «элегантной», по определению авторов (Андреас Эндмюллер и Томас Вильгельм), защиты от манипуляторов. Предоставив читателю всю мыслимую информацию, авторы дают ему возможность самостоятельно поработать над темой. Но без подсказки не оставляют. Скажем, читателю предлагают подумать над тем, есть ли в его организации поле для возникновения конфликтов. И тут же прилагается список из двадцати одного вопроса, ответы на которые, собственно, и представляют собой полноценный анализ ситуации, дающий основание для соответствующих выводов.
Иными словами, серия предоставляет менеджерам возможность не просто пункт за пунктом следовать готовым инструкциям, а развивать свои компетенции и даже свои личностные качества. (Так, в брошюре «Как добиться признания» психолог Сьюзан Делц дает советы, как достигать уверенности в себе.) При этом никто не утверждает, что без усилий со стороны самого человека может сложиться что-то конструктивное. Все время подчеркивается, что исполнение рекомендаций — это работа с сопротивляющимся материалом, будь то сам человек или его окружение: подчиненные, партнеры, вышестоящее начальство.