Тайны немецкого кармана

Книги
Москва, 17.07.2006
«Эксперт» №27 (521)
Cамые сложные проблемы управления становятся простыми, если к ним подходить с немецкой педантичностью и практичностью

На российском рынке книг об управлении редко встретишь работы немецких авторов. На полках магазинов стоят все больше труды представителей американской школы, впрочем, разбавленные в последнее время изданиями о шведской модели менеджмента. Между тем, учитывая успешность немецкого бизнеса, неплохо было бы узнать, на чем эта успешность основана.

Пробел в некоторой степени восполняет серия, названная подчеркнуто скромно — Taschen Guide (карманный справочник) «Просто! Практично!». В ней собраны рекомендации немецких специалистов по управлению, касающиеся самых разных тем — от способов расчета затрат и прибыли до рекомендаций по развитию креативности в организации.

Серия, предназначенная для поиска ответов на ситуативно строго очерченный круг вопросов (как построить команду, как искать работу, как разрешать конфликты), не претендует на концептуальные откровения. Это вам не фонтанирующие парадоксальными идеями шведы. Цель авторов — прописать алгоритм решения часто встающих перед практикующими менеджерами проблем. Алгоритмы прописываются буквально пошагово. В этом немецкие профессора по управлению пошли дальше своих американских коллег. Те тоже стараются структурировать подход к проблемам, но останавливаются на том, что предлагают графические модели в виде пирамид и матриц, позволяющие разнести по полочкам все аспекты задачи. Тем самым они придают определенное направление поиску решения. Немцы же педантично описывают само решение.

Иной раз склонному к безалаберности российскому читателю тщательность, с которой авторы прописывают свои инструкции — идет ли речь о правильном построении делового разговора, о признании коллег, об освобождении от психологического давления, — может показаться дикой. Например, шаг первый в руководстве «Разговор—знакомство» (речь идет о беседе с кандидатом на вакантную должность) обозначен так: «Поприветствуйте соискателя» (см. Вольфганг Ментцель. «Деловой разговор с сотрудниками как инструмент управления»). Однако такие все же курьезы не определяют лицо серии. Как ни странно, все эти рекомендации («стимулируйте готовность к беседе, а именно: установите связь, сначала поговорите о позитивном, но кратко»; «если вы комментируете чьи-то успехи и манеру поведения, делайте это не абстрактно, а конкретно»; «дайте сотруднику возможность выразить свои чувства») в общем контексте не производят впечатления «методичек для тупых». Более того, подходы серии не раздражают даже в приложении к таким тонким, имеющим отношение к глубинам человеческой психологии вопросам, как мотивация или техники креативности. Кстати, большинство брошюрок серии посвящено именно таким, человеческим аспектам менеджмента.

Дело, видимо, в том, что «методички для тупых», попадающиеся на рынке, пишутся теми, кто видит в своей аудитории именно что тупых и потому старается максимально упростить саму проблему. В рецензируемой серии все наоборот: авторы рассчитывают на аудиторию из умных, профессиональных, востребованных — и вследствие этого чрезвычайно занятых людей. У т

Новости партнеров

«Эксперт»
№27 (521) 17 июля 2006
Уничтожение Басаева
Содержание:
Конец Басаева

С уничтожением Басаева закончилась эпоха чеченского терроризма

Обзор почты
Реклама