Догнать и перегнать Украину

Международный бизнес
Москва, 17.07.2006
«Эксперт» №27 (521)
Турция намерена стать главным связующим звеном в транспортировке газа и нефти в Европу

На юге Турции состоялось долгожданное событие — лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции в присутствии представителей нефтяных компаний и банков официально объявили действующим нефтепровод Баку—Джейхан. Событие это, впрочем, скорее символическое — первый танкер с бакинской нефтью вышел из средиземноморского порта Джейхан еще в июне. Встреча четырех президентов лишний раз продемонстрировала, насколько велико желание Турции использовать свое географическое положение, чтобы стать важнейшим транспортным коридором, по которому нефть и газ Персидского залива и Каспия пойдут на Запад.

Задуманный еще в середине девяностых трубопровод Баку—Джейхан — лишь первый из многих проектов, которые, по-видимому, будут реализовываться в Турции в ближайшие годы. Страна хочет сделаться важнейшим экспортным терминалом каспийской, а в перспективе иракской, иранской и российской нефти в Европу. А также стать «четвертым коридором» для газовых трубопроводов — сегодня Европа зависит от экспортных поставок по газопроводам из России, Норвегии и Алжира. Благодаря своему уникальному положению Турция может здесь легко обойти Украину.

Если эти амбициозные цели будут достигнуты, Турция не только получит значительные доходы за транзит, но и увеличит свой вес на международной арене. В Анкаре полагают, что это сделает страну более интересной для Европейского союза, что особенно важно сегодня, когда возникли серьезные сомнения по поводу будущих отношений между Турцией и ЕС.

Мимо денег

С террас многочисленных прибрежных кафе по обоим берегам Босфора открывается отличный вид на пролив. Практически в любое время суток с такой террасы можно увидеть как минимум один танкер. Борта танкеров, следующих из Черного моря, всегда низко утоплены в воду — они гружены российской и каспийской нефтью, отправляющейся на мировые рынки. За последние десять лет число танкеров, проходящих через пролив, выросло с 4 до 11 тыс. в год — по 30 танкеров в сутки. В течение светового дня нефтяные танкеры входят в Босфор каждые 10–15 минут. Через турецкие проливы, которые, согласно договору Монтре от 1936 года, открыты для международного судоходства, транзитом проходит около 3 млн баррелей нефти в сутки, и с каждым годом эта цифра растет. «Для обделенной нефтью и газом Турции под завязку загруженные танкеры — это проплывающие мимо деньги. Именно по этой причине страна хочет заменить транзит через проливы на трубопроводы», — рассказал «Эксперту» сотрудник одной из международных нефтяных компаний.

Действительно, в самой Турции углеводородов немного, однако ее соседи к востоку и югу обладают громадными запасами. По данным последнего статистического обзора мировой энергетики, опубликованного в июне 2006 года компанией BP, доказанные запасы нефти на Каспии — в Азербайджане, Туркменистане и Казахстане — составляют 47,5 млрд баррелей (это эквивалентно запасам нефти в США и Канаде, вместе взятым). Запасы ближневосточных соседей Турции — Ирана, Ирака и Сирии составляют 255,5 млрд баррелей нефти, что почти эквивалент

Новости партнеров

«Эксперт»
№27 (521) 17 июля 2006
Уничтожение Басаева
Содержание:
Конец Басаева

С уничтожением Басаева закончилась эпоха чеченского терроризма

Обзор почты
Реклама