Предложите адекватные условия

17 июля 2006, 00:00

Розничная сеть «Пятерочка» одной из первых приступила к строительству собственных логистических центров. О логистической стратегии развития этой компании «Эксперту» рассказал управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий.

— Зачем «Пятерочке» понадобились собственные распределительные центры? Оправдали ли они ваши ожидания?

— У нас около 900 магазинов, включая франчайзинг. И сегодня работа по обеспечению логистики для такой крупной сети невозможна без собственных распределительных центров. После открытия первого такого центра в Петербурге в 2002 году эффективность логистических процессов возросла в среднем на 30 процентов. По истечении первого полугодия работы коэффициент использования складских площадей вырос на 40 процентов, точность сборки заказов увеличилась в 7,5 раза, тогда как до внедрения системы при сборке заказов ошибка составляла 5 процентов. На 25 процентов увеличилась эффективность работы персонала и складской техники. К тому же собственная логистика позволяет держать показатель EBITDA margin на уровне 11,5 процента, тогда как у некоторых конкурентов этот показатель составляет 5 процентов.

— Какие новые складские проекты сейчас реализует компания?

— Сейчас мы строим очередной распределительный центр в Екатеринбурге. Он будет выполнять две функции — как локальный центр для города и региона, а также как региональный для отправки наших товаров в Челябинск, Пермь и другие города. В июне этого года начал работать распределительный центр в Подольске. Раньше у компании было четыре арендованных склада в Москве: один для замороженных продуктов, другой для овощей-фруктов и два так называемых сухих склада. Но нам было неудобно иметь такое количество складов, мы построили распределительный центр в Подольске площадью 50 тысяч квадратных метров, так как использование нескольких арендованных складов в разных районах крайне неэффективно. Кроме того, мы планируем построить несколько распределительных центров в Самаре и Волгограде.

— Почему вы не отдаете логистику на аутсорсинг?

— Рынок логистических услуг в России недостаточно развит. Адекватных предложений логистических услуг единицы. Мы говорим логистам: ребята, нам нужно доставить сухой товар, а также «охлажденку» и «заморозку». И выясняется, что людей, которые могли бы это сделать, крайне мало. Их практически нет. Кроме того, нет складских и транспортных мощностей, которые соответствовали бы нашему масштабу. Недавно мы вели переговоры с одной уважаемой логистической компанией, однако расценки, которые они предложили, в два раза превысили себестоимость нашей логистики. При этом там возникала куча проблем с охлажденно-замороженной группой грузов — у компании, в которую мы обратились, были проблемы с соответствующими мощностями. Когда говоришь: у нас сеть, возьмите нашу логистику, — люди либо отказываются, либо заламывают очень высокие цены. Это как в случае, когда автомобиль стоит 60 тысяч, а продавец просит 120 тысяч. Дистрибуция овощей — приемка, хранение, развоз по магазинам — самая проблемная часть логистики любой крупной розничной сети. Мы испытываем трудности с этим и в Питере, и в Москве. Я знаю, что и у других компаний есть проблемы в этой области. Глядя на все это, а главное, на те деньги, которые просят за дистрибуцию, я понимаю, что надо срочно создавать собственную систему дистрибуции этих товаров. Иначе магазины останутся без фруктов и овощей. Можете так и написать, что «Пятерочка» предлагает всем, кто занимается логистикой: приходите, с удовольствием будем с вами работать, если предложите адекватные условия и уровень услуг.