Свет в чистом поле

Неизвестный русский бизнес
Москва, 24.07.2006
«Эксперт» №28 (522)
Московский прожекторный завод, используя компетенции оборонного предприятия, проникает на гражданские рынки и укрепляется там за счет уникального позиционирования и расширения узких свободных ниш

Генеральный директор Московского прожекторного завода (МПЗ) Ольга Шумилова чуть было не обиделась на корреспондента «Эксперта»: рассказ о заводе журнал помещает в рубрику «Неизвестный русский бизнес», где речь идет о компаниях, показывающих в последние годы хорошие темпы роста, при том что их достижения еще не на слуху. Как же так не на слуху, отчитали меня, а чья продукция брала в перекрестье вражеские бомбардировщики над Москвой и слепила фашистов на Зееловских высотах? Да и ракетная система «Тополь» снабжается электричеством от дизель-генераторных источников, собранных на МПЗ!

Между тем в 90-е годы МПЗ пережил не такой уж славный период в своей истории. Завод первым из предприятий оборонного комплекса прошел в 90-х годах процедуру банкротства и попал в частные руки. Стараниями нового владельца минимальный оборонный технологический передел на предприятии сохранился, но только минимальный, так как госзаказ практически отсутствовал. Лишь в 2001 году с приходом новой менеджерской команды на предприятии начались перемены.

Конечно, есть соблазн списать возобновление производства на МПЗ исключительно на счет активизации военных заказов не только для внутренних нужд, но и для экспорта. Действительно, в оборотах предприятия оборонные заказы превалируют до сих пор. Но, во-первых, этого могло и не быть вовсе, если бы менеджеры вовремя не приняли решение о модернизации выпускаемой продукции. И для электрификации «Тополей», глядишь, нашелся бы другой поставщик. А во-вторых, опираясь на свою оборонную компетенцию — производство дизель-генераторных источников электропитания различной мощности, предприятие стало активно осваивать гражданский сектор. И именно за счет него намерено совершить рывок в темпах роста: если с 2001-го по 2005 год обороты компании выросли всего на 20%, то начиная с 2006 года они должны расти на 40–50% в год.

Светить всегда, светить везде

«В 2001 году завод вел такой образ жизни, что даже не назовешь это производственной деятельностью, — вспоминает Ольга Шумилова. — Заказов практически не было, а средняя зарплата была страшно сказать какая — меньше тысячи рублей. На работу ходили одни патриоты».

Директор департамента электростанций Дмитрий Кузнецов, пришедший в компанию в 2003 году, на вопрос «А что вы застали на заводе?» отвечает вопросом «А вы на нашей лестнице были? Хотите покажу?». Проведя меня по коридорам евроотремонтированного офиса, он распахивает белую пластиковую евродверь. Открывается вид на выщербленные ступени и стены с обвалившейся штукатуркой цвета советских общественных туалетов. «Вот, — говорит мой собеседник, — то и застал. Теперь это у нас черный ход».

Правда, если в 1990 году МПЗ располагал территорией 40 га и штатом в девять тысяч человек, то теперь и площадей под производством у него гораздо меньше, и трудится на нем чуть более 600 человек. На МПЗ не раскрывают объемы продаж. Ольга Шумилова характеризует положение так: «Обороты позволяют нам жить не скажу на широкую ногу, но как руководитель предприятия я выдержив

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (522) 24 июля 2006
    Кризис на Ближнем Востоке
    Содержание:
    На обломках мирного процесса

    Более чем десятилетний период попыток разрешить арабо-израильский конфликт путем переговоров завершился вторжением израильской армии в Ливан

    Разное
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Неизвестный русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама