Благословение на революцию

Книги
Москва, 24.07.2006
Сборник документов первых лет советской власти демонстрирует, как быстро произошло разложение православного духовенства

В имперской России православная церковь, подобно армии и самодержавию, относилась к тем национальным институтам, взаимодействие которых на протяжении XVII — начала XX века обеспечивало прочность империи. Между тем когда в России произошла революция, то на защиту самодержавия не выступили ни армия, ни церковь. Более того — на защиту самодержавия не выступила ни одна социально значимая группа людей. Быстро исчезли (без сопротивления) органы старой власти и сформировались новые.

Подготовленный Михаилом Бабкиным том документов впервые позволяет увидеть, как быстро произошло разложение православного духовенства. Из работ М. А. Бабкина, Ф. Ф. Бовкало и др. известно, что решение об установлении контактов с революционным комитетом Государственной думы Святейший синод православной церкви принял за несколько часов до отречения Николая II. Очень важно отметить, что членами синода в эти революционные дни были будущие патриархи Тихон (Белавин) и Сергий (Страгородский), будущие священномученики Владимир (Богоявленский), Василий (Богоявленский) и Иоаким (Левицкий). Именно синод этого состава выступил 9 марта со знаменитым посланием «К верным чадам Российской Православной Церкви» («Свершилась воля Божия...»). Оно было охарактеризовано профессором Петроградской духовной академии Б. В. Титлиновым как «послание, благословившее новую свободную Россию», а генералом А. И. Деникиным — как «послание, санкционировавшее совершившийся переворот». И хотя этот текст был подготовлен революционным обер-прокурором князем В. Н. Львовым, он не вызвал коллективного протеста со стороны синодалов. А вот когда Львов осмелился вмешаться во внутрицерковные дела, то в ответ последовал протест.

В своих воззваниях синод и отдельные епископы будут предупреждать верующих об угрозе гражданской войны, призывая «возродить пошатнувшуюся мощь государства» не на поле междоусобия, а на пути «всенародного единения». Но революционный джинн уже вырвался из бутылки.

В книге представлены выдержки из проповедей, посланий и слов, с которыми обращались к духовенству и верующим епископы, резолюций съездов духовенства и телеграммы в адрес Временного правительства от имени духовенства и епископов с выражением лояльности новой власти. Все эти документы позволяют судить как о масштабе недовольства самодержавием, так и о проявившихся в революционные месяцы острых противоречиях между епископами и приходским духовенством. На этом революционном празднестве раздавались и трезвые голоса епископов и священников. Но не они доминировали.

Очень образно об участии духовенства в революции сказал на Поместном соборе епископ Селенгинский Ефрем: «Мы видим, что переживаемая духовная эпидемия поразила наше духовенство не в меньшей степени, чем мирскую интеллигенцию. Буйствуя на своих собраниях и съездах, оно телеграммами приветствовало мирских разрушителей Церкви и в то же время с бешеной яростью набрасывалось на носителей церковной власти — епископов, стремившихся сохранить основные устои и святыни Церкви. А сколько духовных

У партнеров

    «Эксперт»
    №28 (522) 24 июля 2006
    Кризис на Ближнем Востоке
    Содержание:
    На обломках мирного процесса

    Более чем десятилетний период попыток разрешить арабо-израильский конфликт путем переговоров завершился вторжением израильской армии в Ливан

    Разное
    Обзор почты
    Русский бизнес
    Неизвестный русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама